06 августа 2021 04:15

06 августа 2021 04:15

фото: Владимир Кожунков

Летописец стальной магистрали

Автор книг о Саратовском отделении Михаил Барашкин – сам живая страница его истории

6 мая родственники и бывшие коллеги поздравят с 85-летием ветерана труда Михаила Барашкина.
Людям помоложе Михаил Васильевич известен прежде всего как летописец Саратовского отделения Приволжской железной дороги. До сих пор на виду и на слуху вышедшие в последние десятилетия книги «С надеждой в будущее», «С людьми и для людей», «В годы реформ». 

Стаж его работы на магистрали зашкаливает за полвека. Начинал учеником стрелочника на станции Вихляйка в мае 1945 года. Потом, как водится, должности с годами становились всё заметнее, ответственнее. Но был в этом продвижении по служебной лестнице и перерыв – после того, как Барашкина призвали в ряды Советской Армии. Получился он достаточно продолжительным: после срочной службы Михаилу предложили остаться, и он ещё шесть лет был офицером-пропагандистом части. К слову, служить довелось опять-таки в железнодорожных войсках, строили линии Кизел – Пермь, Караганда – Экибастуз. А уйти «на гражданку» пришлось после памятного многим хрущёвского сокращения армии на миллион военнослужащих.

В трудные послевоенные годы полного среднего образования не довелось получить. Но Барашкин восполнил это упущение, получив аттестат зрелости уже во время военной службы. Так же, без отрыва от производства, продвигалось и его дальнейшее образование: в 1962 году закончил Саратовский механический техникум (ныне Саратовский техникум железнодорожного транспорта), в 1974 году – истфак Саратовского университета, а в 1977-м – Саратовский экономический институт. Как говорится, век живи – век учись. Потом всё это пригодилось в жизни и в работе – даже, на первый взгляд, ушедшее в сторону от основного её направления гуманитарное историческое образование. Но об этом чуть ниже.

Начался основной жизненный этап, связанный с работой на предприятиях Саратовского отделения дороги. Оглашать, как водится, весь послужной список тяжеловато – слишком длинным он получился бы. Работал на пяти железнодорожных станциях, от пятиклассной до внеклассной, вначале на рядовой должности, а потом и на командной: Вихляйка (ныне Подснежная), Кологривовка, Урбах, Трофимовский-2, Саратов-2. Успехи на этом поприще были оценены наградами – орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие» и другими. Трудился ревизором движения, начальником дистанции погрузочно-разгрузочных работ Саратовского отделения, грузового отдела Саратовского отделения. Потом были тоже очень значимые должности, давшие, кстати, Барашкину обильный материал для его книг: помощник начальника Саратовского отделения и старший инспектор контроля.

Стоит чуть подробнее рассказать о работе Михаили Васильевича начальником станции Саратов-2. В этом качестве, между прочим, в 1983 году принимал он министра путей сообщения СССР Николая Конарева – вместе с тогдашним начальником дороги Геннадием Писаревым. Ещё одна интересная деталь: заместителем начальника станции Михаил Барашкин взял Сергея Лиходаева, молодого и очень перспективного специалиста, как он сразу определил. Дальнейшая карьера Сергея Николаевича, двенадцать с лишним лет руководившего Саратовским отделением, ныне заместителя начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти, в полной мере подтвердила эту оценку.

На памяти Михаила Васильевича ещё добрый десяток начальников Саратовского отделения, в том числе Владимир Сарыгин, Виктор Таневский, Алексей Гордеев, Александр Сидоркович, Михаил Лихачёв. С набросков об Алексее Моисеевиче, очень колоритном человеке, собственно, и началась деятельность Барашкина в качестве историографа. Судьбе крупного руководителя Михаила Лихачёва была посвящена книга «С людьми и для людей», вышедшая в Приволжском книжном издательстве в 2005 году. Ещё две упомянутые выше книги были изданы в 1996-м и 2006 годах – соответственно, к 50-летию и 60-летию Саратовского отделения.

– С самого начала моей музой на этом пути, всегда ободрявшей и поддерживавшей, была жена Клавдия Дмитриевна, – признаётся мой собеседник.

Увы, сегодня квартирку многоэтажного дома на Астраханской улице в Саратове делит с Михаилом Васильевичем единственный спутник – кошка Кутинка, привезённая когда-то из родного села Кутино Новобурасского района. Жена Клавдия Войновская, с которой было прожито в мире и согласии 34 года, ушла из жизни два с лишним года назад. Сын, подполковник Василий Барашкин, погиб в дорожно-транспортном происшествии. Да, жизнь порой неумолимо отбирает у нас дорогих людей, и чем старше мы, тем тяжелее эти утраты... Но семейную династию продолжает внучка Ольга, работающая диспетчером Дорожного центра управления перевозками. Правнук Макар учится в четвёртом классе железнодорожной школы-интерната в Саратове. Кстати, Ольга Васильевна вскоре уходит в декретный отпуск, так что будет ещё продолжение...

Музы теперь нет, но тяга к творчеству сильна до сих пор. Михаил Васильевич показал мне увесистые папки с материалами для будущей книги с рабочим названием «Маршалы стальных магистралей». Пожелаем же ему успехов в этой благородной работе! И конечно, доброго здоровья.
Геннадий Наконечный
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31