06 декабря 2021 18:05

06 декабря 2021 18:05

фото: Денис Селивёров

Электронный помощник

С появлением устройств резервирования предохранителей автоматика стала работать надёжнее.
В один из тёплых весенних дней я снова отправилась к эсцебистам на станцию Примыкание. Не буду скрывать, меня заинтересовало развитие систем железнодорожной автоматики и телемеханики на Приволжской магистрали. Но ещё более заинтриговала фраза, сказанная в прошлую нашу встречу электромехаником Саратовской дистанции СЦБ Виктором Евдокимовым: «Приезжайте, у нас ещё много интересного». 

При реконструкции станции Примыкание для размещения оборудования СЦБ, управляющего движением поездов, был использован современный транспортабельный модуль, установленный рядом со зданием станции. 

– Сегодня я покажу вам электронное устройство резервирования предохранителей (УРП). Оно не сложное, но очень нужное, – с этими словами Виктор Евдокимов пригласил меня внутрь модуля.

На одном из стативов установлены в ряд два десятка предохранителей, предназначенных для защиты электрических схем СЦБ от перегрузки. Кроме них, я обратила внимание на прибор, расположенный выше полки с предохранителями. Указав на него, мой спутник пояснил: это и есть устройство резервирования предохранителей. УРП может обеспечить резервирование двух групп предохранителей, по 15 штук в каждой, включённых в одноимённые цепи питания. В случае перегорания основного предохранителя работоспособность действующих устройств СЦБ сохраняется через запасной, который и включает УРП спустя какое-то время. Это сделано специально для исключения его перегорания при кратковременном технологическом замыкании. 

Мне не терпелось увидеть устройство резервирования предохранителей в действии, и Виктор Евдокимов, видимо, это заметил.

– Рассказывать, как действует УРП, неинтересно, давайте я лучше покажу, – предложил электромеханик. – Для этого придётся сымитировать перегорание какого-нибудь предохранителя.

Предупредив дежурного по станции, Евдокимов в следующий момент ловко изъял специальную дужку из разъёма на приборе УРП. В модуле сразу стало шумно – это зазвенел звонок, извещающий о перегорании предохранителя. В тот же миг на индикаторе лицевой панели прибора высветилась цифра «8» и загорелся красный светодиод тревоги. Цифра эта, как пояснил электромеханик, указывает на место установки перегоревшего предохранителя. 

Вот так электронный помощник – прибор УРП – позволяет специалисту оперативно выявить перегоревший предохранитель, обеспечивая при этом его надёжное резервирование. Кстати, сигнал о перегорании предохранителя в виде светящейся красной ячейки появляется и на пульте дежурного по станции.

Закономерный вопрос: как же осуществлялось резервирование предохранителей раньше? Виктор объяснил, что для этого использовались лампы накаливания типа ПЖ-500, которые подключались параллельно предохранителю. Устанавливались они на стативе вместе с релейными приборами, и, в случае перегорания предохранителя, его функции выполняла нить лампы, которая накалялась. А при возникновении полного короткого замыкания в электрических цепях лампа начинала ярко светиться. В результате, из-за большой мощности и длительного нагрева колбы лампы, иногда происходило оплавление монтажных проводов и корпусов реле, установленных рядом, – такие случаи на сети дорог известны. Поэтому отсутствие постоянного контроля за лампами ПЖ могло привести к серьёзным последствиям, вплоть до пожара в релейном помещении. Однако на многих станциях Приволжской дороги лампы типа ПЖ эксплуатируются до сих пор.

– С появлением устройства резервирования предохранителей системы железнодорожной автоматики и телемеханики не подвергаются опасности, и поиск неисправного предохранителя занимает минимум времени, – подытожил Виктор Евдокимов. 
Татьяна Киякина, студентка ПФ МИИТ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31