08 декабря 2021 13:26

08 декабря 2021 13:26

фото: Марина Четверикова

Око большого брата

АС КПС позволяет в режиме он-лайн следить за пригородными поездами.
В этом году исполняется двадцать лет с того момента, как глобальная навигационная спутниковая система официально введена в действие на территории Российской Федерации. За это время ГЛОНАСС стала неотъемлемой частью в работе всех видов пассажирского транспорта – от речного до железнодорожного. 

На Приволжской магистрали широкое внедрение автоматизированной системы контроля подвижного состава с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS началось в 2010 году. Именно тогда на моторвагонном подвижном составе – электропоездах и рельсовых автобусах – было установлено новое оборудование. Спустя год система начала функционировать в пригородном железнодорожном транспорте в тестовом режиме, а в 2012 году –
заработала на полную мощность.
АС КПС осуществляет оперативный диспетчерский контроль и мониторинг работы подвижного состава, в котором для этого устанавливается навигационный модуль. Данные с этого модуля поступают по каналам связи в другой, обрабатывающий модуль, а затем с помощью специального программного обеспечения отображаются на компьютере.
Человеку, не сведущему в тонкостях этой системы, она может показаться приложением к компьютерной игре. Вот на мониторе открывается карта Саратовского региона Приволжской магистрали. На ней – маленькие красные точки. Они то замирают, то вновь приходят в движение. Так система в режиме он-лайн демонстрирует перемещение электропоезда № 6474 Татищево – Анисовка. Но за внешней простотой и наглядностью АС КПС скрываются далеко не игрушечные возможности.
– Во-первых, автоматизированная система контроля позволяет специалистам Приволжской дирекции моторвагонного подвижного состава осуществлять не только мониторинг дислокации, но и параметры движения и состояния подвижного состава с точностью до 10 – 15 метров в режиме реального времени, – поясняет главный инженер моторвагонного депо Анисовка Виталий Голубев. – Во-вторых, система отображает график скорости движения пригородных поездов, включая остановки и трогания с места при следовании по перегонам и станциям. Иными словами, АС КПС позволяет осуществлять оперативный контроль за подвижным составом.
Кроме этого система даёт возможность посмотреть электронный паспорт подвижного состава, а также всю историю его перемещения, пройденный километраж и скорости движения по магистрали с момента установки на нём навигационного оборудования. И всё это – с помощью одного щелчка мышки.
– Огромный плюс автоматизированной системы контроля подвижного состава заключается в том, что никто не может изменить получаемые системой данные, – добавляет Виталий Павлович. – Если электропоезд отправился со станции с опозданием, система зафиксирует это.
В ближайшем будущем у АС КПС появятся дополнительные возможности, в частности мониторинг в режиме реального времени данных системы комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ). Это позволит осуществлять контроль работы машинистов по дополнительным параметрам, в том числе отслеживать состояние системы тормозного оборудования. 
Ещё одна перспективная функция, над которой сейчас работают разработчики АС КПС, – контроль соблюдения расписания движения пригородных поездов. Программа будет фиксировать любое отклонение подвижного состава от графика. Сегодня эта система позволяет осуществлять такой контроль пока только у поездов дальнего следования.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30