04 декабря 2021 07:45

04 декабря 2021 07:45

фото: Денис Селивёров

Имя ему – «Атлант»

Уникальный вагон-лаборатория вот уже полгода колесит по Приволжской магистрали.
Благодаря появлению на Приволжской магистрали нового многофункционального передвижного диагностического комплекса повысился уровень безопасности движения поездов в хозяйстве автоматики и телемеханики.  

До появления «Атланта» диагностику устройств обеспечения безопасности движения поездов проводили при помощи вагона-лаборатории АЛС. Его создали в 2000 году на базе цифрового измерительного комплекса «МИКАР». Все 12 лет эксплуатации он был незаменимым помощником работников хозяйства СЦБ. С помощью установленного в нём оборудования выявлялись скрытые неисправности путевых устройств локомотивной сигнализации АЛС, управления торможением САУТ и контроля нагрева букс КТСМ, которые не могли быть обнаружены электромеханиками при периодических проверках. Когда я работал в должности ревизора службы автоматики и телемеханики, мне неоднократно доводилось участвовать в таких проверках, сопровождая вагон-лабораторию АЛС.
Чтобы подробней узнать об уникальных технических возможностях нового комплекса, я отправился на место стоянки «Атланта» – на станцию Саратов-1. Здесь в двадцатом тупике выстроились в ряд вагоны-лаборатории службы пути и электроснабжения. По имеющемуся описанию я быстро нашёл объект моего интереса. Но прежде чем постучать в дверь, обратил внимание на ряд очевидных изменений. Встретившие меня специалисты вагона-лаборатории с гордостью продемонстрировали оборудование, которого не было в предыдущих моделях. 
Модернизированный вагон-лаборатория теперь дополнен специальными датчиками, установленными на тележке вагона. Они способны обнаруживать места остаточной намагниченности рельсов, уложенных в путь. Железнодорожники знают, что, если вовремя не устранить намагниченность, это может повлиять на нормальную работу устройств автоматической локомотивной сигнализации. Новая лаборатория на колёсах оборудована «GPS» для определения координат нахождения и системой видеонаблюдения. 
Благодаря видеокамерам, установленным на дне вагона, обеспечивается видеофиксация наличия рельсов, уложенных в колею пути, также мешающих работе локомотивной сигнализации. Раньше, для того чтобы увидеть показания путевого светофора, лаборантам необходимо было выглядывать в окно. Теперь увидеть огни светофора позволяют видеокамеры, установленные с двух сторон вагона.
– Приобретение «Атланта» – не случайность. Старый вагон-лаборатория АЛС подлежит списанию. Ведь перед тем, как стать лабораторией, он двадцать лет отъездил в составе пассажирских поездов, – отметил начальник «Атланта» Антон Селивёров.
В новом вагоне-лаборатории я не увидел знакомый мне «МИКАР». Как оказалось, морально устаревший комплекс заменили системы «ИВК-АЛС» и «Интеграл-КТСМ». Выходные данные контролируемых подсистем специалисты лаборатории видят на мониторе в режиме реального времени. Они записываются в архив, а потом передаются в дистанции СЦБ для устранения выявленных недостатков.
График работы «Атланта» достаточно плотный. Трижды в месяц он выезжает на полигон Приволжской железной дороги как в составе пассажирских поездов, так и с отдельным локомотивом. 
Новый вагон-лаборатория в отличие от своего предшественника, на основе обычного пассажирского вагона, стал заметно комфортнее. 
– Наши командировки длятся неделями, и созданные хорошие бытовые условия теперь позволяют людям длительное время работать и проживать в вагоне, не испытывая при этом серьёзных трудностей, – продолжает Антон Иванович.
Не проблема для вагона-лаборатории перебои с электричеством в местах длительной стоянки на конечных станциях, ведь теперь он оснащён собственной дизельной электростанцией.
Всё, что я увидел, действительно позволяет назвать вагон-лабораторию «Атлант» уникальным диагностическим комплексом, способным в настоящее время обеспечить высокий уровень безопасности движения поездов. 
Денис Селивёров, заместитель директора СТЖТ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31