23 июля 2021 21:27

23 июля 2021 21:27

Составы на перепутье

Пригородники Приволжской вынуждены искать пути сокращения расходов.
Проблема убыточности пригородных пассажирских компаний во многих регионах России по-прежнему остаётся очень острой. Чтобы не стать банкротами, перевозчики, в том числе действующие на полигоне Приволжской магистрали, вынуждены искать пути сокращения расходов. 

Перевозки пассажиров в пригородном сообщении всегда считались убыточными. С той лишь разницей, что в прежнее время часть расходов по содержанию пассажирского хозяйства включалась в тариф грузоперевозчиков и фактически лежала бременем на грузоотправителях. Теперь же латать брешь в бюджетах пригородных компаний должны региональные власти. Должны, но – не обязаны. Федеральный закон, в котором будут чётко прописаны порядок субсидирования ППК и правила размещения государственного заказа субъектов РФ на пригородные перевозки, пока находится в стадии проекта, а действующей сегодня нормативно-правовой базы для защиты перевозчиков от произвола региональных властей явно недостаточно. 
Это привело к тому, что большинство пригородных компаний субсидии хронически недополучают. Так, задолженность правительства Саратовской области перед ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» в 2011 году составила 130 миллионов рублей, в 2012-м – 52 миллиона. И в нынешнем году ситуация вряд ли изменится. 
В таких условиях пригородным компаниям приходится очень тщательно обдумывать в своих бюджетах графу «расходы», которая, по сути, складывается из трёх составляющих: затраты на эксплуатацию подвижного состава, на пользование инфраструктурой и расходы самой ППК. Причём, на эксплуатацию подвижного состава приходится 49 процентов всех затрат компании. И зачастую у ППК недостаточно средств для арендной платы в полном объёме. К примеру, долг ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» за использования подвижного состава и локомотивных бригад на конец 2012 года составлял около 280 миллионов рублей.
Если бы подвижной состав находился в собственности пригородных компаний, то затрат на его аренду – а это 8 процентов расходов – удалось бы избежать. Тем более что Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте первоначально подразумевала наделение ППК моторвагонным подвижным составом и моторвагонными депо. Однако в собственности компаний они так и не оказались, а в апреле прошлого года были переданы созданным на сети дорог дирекциям моторвагонного подвижного состава.
Впрочем, арендовать компании вынуждены не только подвижной состав, но и здания вокзалов с билетными кассами, что также не способствует экономическому благосостоянию ППК, которые сейчас являются чисто административной структурой, не обладающей практически никакой материально-технической базой.
В настоящее время на сети дорог реализуются два пилотных проекта по наделению имуществом ППК. В нём участвуют ОАО «Пассажирская компания «Сахалин» и ОАО «Кубань-Экспресс-Пригород». ОАО «РЖД» передала в их распоряжение весь используемый этими компаниями подвижной состав – общей стоимостью около двух миллиардов рублей. Об итогах реализации этих проектов говорить пока рано. Но есть ряд моментов, которые заставляют задуматься о перспективности передачи моторвагонного подвижного состава в собственность компаний. 
Во-первых, пока региональные власти не начнут полностью выполнять свои обязательства по субсидированию ППК, над компаниями постояно висит угроза банкротства, в случае которого всё их имущество будет пущено на погашение долгов. Во-вторых, ОАО «РЖД» предоставляет подвижной состав в аренду по самому минимальному тарифу, можно сказать, себе в убыток: ведь арендная плата не компенсирует полностью всех затрат на ремонт и обслуживание электричек и рельсовых автобусов. В случае же их передачи в собственность компаниям все затраты на содержание и обслуживание лягут на бюджеты ППК более тяжким бременем, нежели арендная плата. К тому же компаниям придётся платить налог на имущество и самостоятельно решать проблему изношенности парка. Например, большая часть электропоездов, эксплуатируемых на Приволжской магистрали, построена в 1989 – 1991 годы, и вопрос об их замене встанет уже в течение ближайших лет. Между тем, стоимость одного состава – 250 миллионов рублей.
Перспективна ли передача подвижного состава в собственность компаний или нет – покажет время. Очевидно одно: пока ППК не выберутся из долгов, передавать им эдектропоезда не имеет смысла.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31