04 декабря 2021 22:28

04 декабря 2021 22:28

Смена поколений

На станции Саратов-2 установлены новые приборы СЦБ.
Не так давно на грузовой станции Саратов-2 закончились масштабные работы по её реконструкции. Преобразования коснулись всего, в том числе устройств, управляющих движением поездов. Например, для подключения новых путей и стрелок были установлены современные приборы СЦБ. 

Чтобы подробнее узнать о том, что нового было использовано при монтаже электрической централизации на станции Саратов-2, я отправилась на недавно реконструированный объект. 
Здесь меня сразу заинтересовали новые релейные блоки типа ЭЦ-МН, размещённые на стативах. Они принципиально отличаются от традиционных блоков БМРЦ, которые ранее использовались на станции.
История релейных блоков – недолгая. В начале 60-х годов прошлого столетия у специалистов в области железнодорожной автоматики и телемеханики впервые появилось интересное предложение – типовые схемы управления стрелками, огнями светофоров и другим оборудованием, монтируемым на стативах свободным монтажом. Все они были сконцентрированы в отдельных релейных блоках под общим колпаком и связаны электрической схемой внутри. Наборная и исполнительная группы реле строящихся систем автоматики приобрели блочный вид.

Однако, в связи с появлением современных систем автоматики и телемеханики, в том числе и микропроцессорных, проектирование устаревшей системы уже давно прекращено. Тем не менее, по сей день блоки типа БМРЦ продолжают эксплуатироваться на сети железных дорог и являются самой распространённой действующей системой релейной централизации.
Надо отметить, что блоки БМРЦ отличает целый ряд недостатков, поэтому для повышения их надёжности специалистами по автоматике и телемеханике были предприняты попытки их усовершенствования. В результате появились блоки ЭЦ-МН. Модернизированные релейные блоки ЭЦ-МН отличаются от блоков БМРЦ тем, что в них начали применяться более надёжные реле четвёртого поколения типа Н (надёжный). Кроме того, в системе ЭЦ-МН исключены такие ненадёжные элементы, как конденсаторы. Наличие электрических конденсаторов внутри БМРЦ требовало периодической их замены, после чего необходима была полная проверка блоков. Отказались производители и от общего колпака.
Замена реле типа НМШ на Н позволила уменьшить стоимость блоков, повысить их надёжность, а также увеличить межремонтный срок службы с пяти до десяти лет. 
Бесспорно, блоки ЭЦ-МН имеют ряд технических преимуществ перед своими предшественниками. Но мне было интересно узнать и мнение непосредственно специалистов-регулировщиков. 
– Надо сказать, что процесс регулировки новых блоков более трудоёмкий, – поделилась впечатлением о ноу-хау Ирина Максименко, старший электромеханик РТУ Саратовской дистанции СЦБ. – Конструкция современных блоков усложнена тем, что для их регулировки необходимо снимать каждое реле, а это уже дополнительные затраты времени. В блоках же БМРЦ реле регулировались комплексно.
Да, новые релейные блоки ЭЦ-МН появились совсем недавно, и работникам эксплуатации, как и ремонтникам, ещё только предстоит в полной мере оценить достоинства и возможные недостатки этих приборов.
Татьяна Киякина, студентка МИИТа
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31