03 декабря 2021 15:46

03 декабря 2021 15:46

Её забота – безопасный труд

Фазира Нугманова не только талантливый и отличный работник,но и интересный человек.<br />
Выходить за рамки привычного, искать нечто новое – в характере творческих людей. И вовсе не обязательно быть для этого художником или режиссёром. Можно работать, например, инженером по охране труда и любить своё дело.

У нас одна дорога
Ведущий инженер по охране труда вагонного ремонтного депо Астрахань ОАО «ВРК-1» Фазира Нугманова о своей работе рассказывает с каким-то особым воодушевлением. И сомнений тут не возникает: это то, к чему лежит душа.
Более 30 лет отдано железнодорожной отрасли, и больше половины этого срока Фазира Нугманова стоит на страже соблюдения норм охраны труда. Хотя дело это – совсем не простое. 
О том, что такое труд железнодорожника, моя собеседница знает с детства. Её отец Равиль Хамитович Ибрагимов более 37 лет отслужил стрелком военизированной охраны. Дядя Анвар работал электромехаником связи. Многим позже, продолжая династию, на железную дорогу пришли младшая сестра Сабира с мужем Бахтияром, потом – племянники Эркин и Ильдар, а ещё позже – сын Рамиль.
Школьные годы Фазиры прошли в железнодорожной школе-интернате. Учиться было интересно, поэтому в дневнике красовались только «четвёрки» и «пятёрки». Сразу после школы девушка отправилась работать мойщицей вагонов в пассажирское депо, где чуть позже и получила направление на учёбу в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство». Окончив вуз, получила диплом инженера-механика.
Вот что рассказывает моя героиня о своих первых шагах в профессии: 
– В 1985 году, после окончания института, меня назначили на должность бригадира по ремонту внутреннего оборудования пассажирских вагонов. Было немного страшновато, ведь в подчинении 12 слесарей, и все мужчины. Но на помощь пришёл мой наставник Валерий Александрович Колючкин, на тот момент – главный инженер пассажирского депо. Светлый был человек, можно сказать, человек-легенда, он очень много сделал и для предприятия, и для людей. У него учились требовательности, ответственности за свои дела и поступки, умению находить в сложных ситуациях нестандартные решения. Мне, например, часто говорил: «Ты сильная, всё сможешь! У тебя всё получится, только не опускай руки». 
Добрыми словами вспоминает Фазира Нугманова и других своих наставников – Нину Ивановну Зуеву и Румбика Анваровича Батыргазиева, которые тоже сыграли большую роль в её профессиональном становлении. 

Командовать и побеждать
Часто говорят: все мы родом из детства. Фазира Нугманова полностью согласна с этим высказыванием.
– Когда была маленькой, чаще играла с мальчишками. С ними интересней, – уверена моя героиня. – Ребята даже не противились тому, чтобы я ими командовала. Когда стала работать, то всегда оказывалась в мужских коллективах –
бригадиром, старшим мастером электроцеха, заместителем начальника пассажирского депо по эксплуатации. И, признаюсь честно, с мужчинами найти общий язык мне проще. Наверное, они более прямолинейны, открыты.
Сегодня Нугмановой тоже приходится «воевать». Например, благодаря ей в депо, в отличии от множества других предприятий, в полном объёме сохранены доплаты и компенсации за вредные и опасные условия труда. Вредных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе ремонта вагона, немало. Это повышенный уровень шума, вибрации, запылённость, загазованность и многое другое. Ещё 7-8 лет назад, например, из-за повышенного содержания в воздухе рабочей зоны диоксида серы (сернистого ангидрида) в вагоносборочном участке приостанавливался ремонт полувагонов из-под перевозки серы. Сейчас, к счастью, до такого не доходит, но, тем не менее, от вредных условий труда полностью ещё не удалось избавиться. 
Согласно действующему законодательству, за работу во вредных и опасных условиях, в каких трудятся ремонтники депо, положены определённые компенсации, будь то денежные доплаты, предоставление дополнительных отпусков, выдача молока и другие. Чтобы отстоять право работника на их получение, без настойчивости не обойтись. Впрочем, о своих заслугах в данном направлении Нугманова говорит скромно: 
– Стараюсь, чтобы людей не обижали. И хорошо, что удаётся находить понимание у нашего начальника депо Сергея Михайловича. Он всегда внимательно относится к людям, и в первую очередь к проблемам создания безопасных условий труда на рабочих местах, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучению безопасным приёмам и методам работы. Без его помощи и поддержки мне было бы трудно работать.
Впрочем, в идеале нужно обходиться без таких доплат, а для этого необходимо создавать на рабочих местах оптимальные условия труда, при которых компенсации не понадобились бы. И подобная перспектива у депо есть – благодаря продолжающейся поэтапной реконструкции предприятия. 

Пьянству – бой
Ещё одна проблема, которую пришлось решать Фазире Равилевне, – это пристрастие работников к зелёному змию. Что скрывать, в нашей стране к алкоголю прибегают во множестве случаев: и для снятия стресса, и от радости, и от тоски, и в праздники, и в будни. Но, конечно же, к работе на железнодорожном транспорте всё это не должно иметь никакого отношения.
Вот печальная статистика прошлого года, которую мне привела Фазира Нугманова: всего на сети дорог было травмировано 358 человек, из них 50 работников – со смертельным исходом, в том числе 12 – в результате наезда подвижного состава. Каждый третий железнодорожник, погибший от наезда подвижного состава, находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения... 
А вот статистика ремонтного вагонного депо Астрахань: за последние пять месяцев на предприятии не было ни одного случая появления работника не то чтобы «навеселе», но даже с остаточными признаками алкогольных возлияний вчерашнего дня.
– В чём же секрет? – изумляюсь я.
– Никаких секретов, только контроль, – отвечает собеседница. – Второй год наши работники до и после рабочей смены обязаны проходить медицинский осмотр. Специально для этого приобрели алкотестер – как у сотрудников ГАИ. Делается это в обязательном порядке и под роспись в журнале. Самое главное, что все с пониманием отнеслись к таким нововведениям. Люди понимают: это делается в первую очередь для их же безопасности. 
Кстати, деповской алкоконтроль положительно отразился не только на производительности, снижении травматизма, но даже на семейной жизни некоторых мужчин.
– Однажды, – вспоминает Фазира Равилевна, –
мне позвонила мама нашего работника, благодарила: мол, её сын перестал выпивать. Потом ещё звонила жена другого работника, просила передать слова благодарности начальнику депо за то, что ввели такой контроль.

В поисках нового
Ещё одно новшество в депо появилось три года назад. Все технические занятия стали проводиться с отрывом от производства, то есть в выходные дни, поэтому оплачиваются работникам. Занятия фиксируются на видеокамеру. Таким образом, реализуется принцип наглядности, а заодно собирается своя база данных. Теперь проверяющие могут лично убедиться, что технические занятия проводятся не формально.
Силами коллектива снимается и другое кино –
учебные фильмы. В главной роли здесь выступают мастера цехов, технологи. Конечно, это не «Аватар» Джеймса Кэмерона, но ведь и предназначение у подобных короткометражек другое: донести до людей нужную информацию доступным и легко запоминающимся способом.
Надо отметить, что и вне работы увлечения героини моего рассказа полностью соответствуют творческому подходу к своему труду. Вот, к примеру, театр. О нём Фазира Равилевна говорит так же вдохновенно, как и о своём деле.
– Одна из последних премьер, которую я видела, – балет «Лебединое озеро» в новом театре оперы и балета, – признаётся Фазира Нугманова. – Понравилось очень! 
Другая её страсть – путешествия. Одно из последних открытий – Байкало-Амурская магистраль. Легендарную дорогу, одну из крупнейших в мире, строили всей страной, и увидеть её собственными глазами было невероятно интересно. Трудно забыть Фазире Равилевне и одно из красивейших мест России – Байкал, самое глубокое озеро в мире. Яркие воспоминания об увиденном часто всплывают в памяти, настраивая этого творческого человека на новые открытия.
Наталья Рузмикина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31