11 августа 2020 00:56

11 августа 2020 00:56

Такие темпы считались невозможными...

В сложных условиях лета 1942 года крайне необходимо было наладить бесперебойную связь Астрахани со Сталинградом и другими территориями. Железнодорожники Ряза-но-Уральской магистрали в ходе Сталинградской битвы 1942-1943 гг. обеспечивали необходимые перевозки для снабжения фронта. Возникла необходимость строительства железнодорожных линий Владимировка – Сталинград и Кизляр-Астрахань, имевших важное стратегическое значение.

В сложных условиях лета 1942 года крайне необходимо было наладить бесперебойную связь Астрахани со Сталинградом и другими территориями.

 

Железнодорожники Рязано-Уральской магистрали в ходе Сталинградской битвы 1942-1943 гг. обеспечивали необходимые перевозки для снабжения фронта. Возникла необходимость строительства железнодорожных линий Владимировка – Сталинград и Кизляр-Астрахань, имевших важное стратегическое значение.

 

12 сентября 1941 года правительство приняло решение о строительстве ветки протяженностью 180 километров. с паромной железнодорожной переправой через Волгу Ахтуба – Паромная. Велось оно с двух сторон и почти при полном отсутствии средств механизации и нормальных бытовых условий. На строительстве дороги ежедневно были заняты 25 тысяч рабочих, преимущественно женщин и около трёх-трёх с половиной тысяч  подвод.

Строительство первой очереди дороги было завершено 27 декабря  1941 года. Начальник Сталинградской железной дороги В.М. Воевудский телеграфировал наркому путей сообщения: «Пробный поезд № 942, весом 520 тонн, паровоз серии Щ 3542 отправился 27 декабря со ст. Паромная в 17 час. 30 мин. и 28 декабря прибыл благополучно на ст. Ахтуба Рязано-Уральской ж.д. в 1 час. 45 мин.».

 

В этот период 77 процентов паровозов работали без захода на межпоездный ремонт, машинисты водили поезда на повышенной технической скорости. На дороге вводились военные графики движения, устанавливался строгий режим светомаскировки.

 

После пробного пробега поезда дорога была сдана в эксплуатацию при отсутствии телефонной связи, водоснабжения, станционных служебных помещений. Работы по строительству второй очереди проводились всю зиму и весну 1942 года.

 

Линия Урбах – Верхний Баскунчак – Астрахань приобрела решающее значение в снабжении Сталинграда войсками, техникой и боеприпасами. За июль и 20 дней августа 1942 года  из Сталинграда на левый берег Волги было переправлено 100 тысяч человек гражданского населения, ежесуточно паромами перевозилось 600 вагонов с людьми и эвакогрузами. Тогда же Государственный Комитет Обороны обязал в кратчайший срок удвоить пропускную способность Астраханской  линии. Принято решение сделать это за счет строительства 20 разъездов, которые построили за один месяц. В этом же году была построена станция  Правый Берег близ Астрахани. В помощь астраханским  железнодорожникам были направлены опытные рабочие с северных участков дороги и большая группа инженеров. Это значение в полной мере «оценил» и противник: массированными бомбежками с воздуха Верхний Баскунчак буквально сровняли с землей, но, несмотря на это, работа не прерывалась. На участке было применено караванное движение: поезда шли днем и ночью с интервалом 10 минут, безопасность движения обеспечивали сигналисты паровозных бригад, которые сидели на передней площадке паровоза и последней площадке поезда. Путевое хозяйство было слабым, верхнее строение пути не соответствовало новому подвижному составу. Положение усугубилось тем, что лучшие специалисты путевого хозяйства были призваны на военную службу. Остались в основном женщины и подростки. Катастрофически не хватало шпал, рельсов и скреплений.

 

В 1942 году  на подступах к Сталинграду развернулись ожесточенные бои. На Северном Кавказе сосредотачивается большое число советских войск, которые по Каспию доставлялись в Астрахань, а потом по железной дороге в Сталинград. В связи с этим неизмеримо растет количество перевозок по Астраханской линии.

 

В сентябре 1942 года по линии Урбах – Верхний Баскунчак – Ахтуба – Паромная было доставлено фронту грузов в три раза больше, чем в июле.

 

В сентябре 1941 года  по решению ГКО было начато  строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр (334 км) с семнадцатью раздельными пунктами и шестью причалами железнодорожной переправы в районе Астрахани. На строительство этой дороги была направлена 47-я железнодорожная бригада под командованием полковника В.М. Голынина.

 

К концу 1942 года строительство железной дороги Астрахань - Кизляр было завершено. Она связала Астрахань с Закавказьем и Кавказом, по которой в обстановке беспрерывных боев и бомбежек было обеспечено своевременное снабжение армии нефтью и боеприпасами. Только с августа  по октябрь  1942 года было отправлено более 16 тысяч цистерн с горючим.

 

Нелегким был путь наливных эшелонов и за переправой на левом берегу Волги, от Астрахани до Урбаха. Длина этой магистрали примерно 600 километров. Немецкие самолеты причиняли фронтовым железнодорожникам большой ущерб. Техническое прикрытие их требовало много сил. По приказу начальника ГУВВР 14 августа 1942 года начали прибывать железнодорожные  войска и спецформирования НКПС с других фронтов.

 

Переправу и головной участок от Астрахани до Досанга прикрывала 47-я бригада, закончившая строительство линии Кизляр — Астрахань. Командовал ею уже полковник В. В. Турийский. Участок от Досанга до Урбаха прикрывали 15-я и 46-я железнодорожные  бригады. Ими командовали полковники В. В. Безвесильный и А. Д. Шишкин. Эти бригады за время боев под Сталинградом почти на всех станциях удлинили пути, построили много новых разъездов, линий и обходов вокруг решающих станций, заменили аварийные рельсы здоровыми, усилили шпальное хозяйство, сделали подсыпку балласта. В результате проделанной работы пропускная способность магистрали от Урбаха до Астрахани увеличилась с 9 до 24 пар поездов в сутки. Немецкая авиация бомбила не только станции, но и отдельные, идущие к фронту эшелоны, особенно наливные, но магистраль действовала.

 

Железнодорожники Астрахани для ускорения работы железнодорожного транспорта применяли передовые методы труда - скоростное формирование и вождение тяжеловесных составов, пробег без пополнения топливом и водой, безотцепочный ремонт вагонов, сокращенные интервалы движения поездов ниже допускаемых техническими правилами. Почти непрерывно отсутствовала связь, осложнялось руководство движением поездов. Тогда на станциях Ахтуба, Верхний Баскунчак, Эльтон были созданы штабы, которые на месте руководили поездной работой. Из-за невозможности обратного возвращения порожняка, станции выгрузки от Ленинска до Паромной теряли маневренность. Тогда было принято решение выставить порожняк на перегон Заплавное – Паромная, закрыть карьерный путь в Верхнем  Баскунчаке и выставить на него порожняк, которого накопилось более 7 000 вагонов. После разгрома фашистских войск под Сталинградом порожняк использовался для передислокации войск.

 

В Астрахани также некуда было возвращать и отставлять порожняк после выгрузки войск. Было принято решение стаскивать порожние вагоны на Привокзальную площадь, а впоследствии они тоже были использованы для передислокации войск. В течение двух недель таким образом было снято, а затем вновь поставлено на рельсы более 700 порожних вагонов.

 

Огромную работу, проделанную железнодорожниками в период Сталинградской битвы, ярко показывают следующие цифры. С июля 1942 года по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами, всего 202 877 вагонов.

 

Командование Южного фронта за героическую работу наградило 59 астраханских железнодорожников разных специальностей орденами и медалями. Начальнику станции Верхний Баскунчак Г.Г.Латунову и бригадиру Астраханской дистанции пути И.И. Наволокину было присвоено звание Героя Социалистического труда. Вот строки из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года: «За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени присвоить звание Героя Социалистического Труда Латунову Георгию Григорьевичу».

 

Президиум Верховного Совета СССР также наградил 139 железнодорожников  астраханской линии медалью «За оборону Сталинграда».

Елена Авдеева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31