28 октября 2020 20:39

28 октября 2020 20:39

Что намечали - сделали. Надо идти дальше

Как мы уже сообщали, 7 августа состоялось совместное заседание руководства Приволжской железной дороги и комитета дорожной территориальной организации профсоюза, посвященное итогам выполнения коллективного договора Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» за шесть месяцев 2007 года и задачам по безусловному выполнению взаимных обязательств на второе полугодие 2007 года.

Как мы уже сообщали, 7 августа состоялось совместное заседание руководства Приволжской железной дороги и комитета дорожной территориальной организации профсоюза, посвященное итогам выполнения коллективного договора Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» за шесть месяцев 2007 года и задачам по безусловному выполнению взаимных обязательств на второе полугодие 2007 года. В работе заседания приняли участие вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Александр Бобрешов, начальник департамента социальной сферы Андрей Быков и заместитель председателя Роспрофжела Сергей Железнов.

С докладами выступили заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадий Нелипа и заместитель председателя  дорожного комитета профсоюза Сергей Гуцул.

Продуманная социальная политика

 

Из доклада заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадия Нелипы.

 

Один из важнейших факторов устойчивой работы любой отрасли – продуманная социальная политика, базирующаяся на основе коллективно- договорной системы регулирования социально-трудовых отношений. ОАО «РЖД» – не только надежный транспортный перевозчик, но и социально ответственный работодатель.

За первое полугодие 2007 года на реализацию обязательств дорожного коллективного договора израсходовано 976 миллионов рублей. В настоящее время средняя стоимость социального пакета на каждого работника дороги составляет 24,2 тысячи рублей в год (в том числе индивидуального – 16,3, корпоративного пакета – 7,9 тысячи рублей). 

        

Производственная и экономическая деятельность

Приволжская железная дорога как филиал компании показывает высокую эффективность транспортной работы, уверенно набирает темпы развития. Тарифный грузооборот по сравнению с прошлым годом возрос на 20 процентов. Лучшие результаты по объемам перевозки грузов достигнуты на Саратовском отделении дороги: и по отправлению грузов, и по эксплуатационному грузообороту не только перевыполнены задания, но и обеспечен самый высокий прирост к прошлому году.

Прирост пассажирооборота на дороге составил 3,4 процента. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 12 миллионов человек, в том числе более 7 миллионов – в пригородном сообщении.

Много сделано в части улучшения состояния пути, совершенствования технологических процессов, однако далеко не все качественные показатели использования подвижного состава улучшены.

Рост объемов перевозок положительно сказался и на повышении производительности труда, которая составила по отношению к плану 105,1 процента, а к уровню прошлого года возросла на 15 процентов. Для улучшения эксплуатационной деятельности проводились мероприятия, направленные на совершенствование технологии продвижения вагонопотока, внедрение новой техники, усиление технической оснащенности. На дороге ведется строительство 65 объектов, до конца года предстоит обеспечить ввод 63 из них. 

Приволжская дорога продолжает реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел», который связан с основными проектами ОАО «РЖД». В 2007 году предусматривается ввод 25,04 километра вторых путей, в третьем квартале будет завершено строительство второго пути на перегоне Мучной – Умет- Камышинский с вводом в эксплуатацию 14,44 километра вторых путей. Временное движение по этому перегону осуществляется с декабря прошлого года.

Продолжаются работы на последнем перегоне титула «Саратов – Петров Вал» Умет-Камышинский – Лебяжье. Ведутся работы по реконструкции базы по ремонту и эксплуатации путевых машин, по развитию локомотивного депо станции Ершов, строительству механизированной горки на станции  Татьянка, реконструкции станции Ершов, развитию пунктов технического обслуживания локомотивов в Астрахани и в Анисовке.

На заседании инвестиционного комитета компании в мае текущего года принято решение о включении в реестр инвестиционных проектов ОАО «РЖД» завершения электрификации участка Сызрань – Сенная в 2008 году и строительства вторых путей на участке Трубная – Ахтуба.

Одновременно продолжается реформирование дороги, как и компании в целом, в соответствии с Программой структурной реформы. С 1 января созданы дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, дирекция социальной сферы. С 1 апреля начала свою деятельность дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД». Проводятся работы по изменению системы ведения путевых работ.

Хотелось бы еще раз обратить внимание присутствующих руководителей и профсоюзных работников на то, чтобы при переходе на работу в создаваемые дочерние общества или филиалы компании наши сотрудники, а тем более пенсионеры и ветераны отрасли не потеряли социальных льгот и гарантий.

Оплата труда

С 1 апреля 2007 года введена новая корпоративная система оплаты труда, основным отличием которой является увеличение её тарифной – гарантированной – части в среднем на 52 процента: с 5500 рублей до 8500 рублей. При переходе на новую систему оплаты труда переработано и введено по дороге свыше 30 локальных нормативных актов. Первые результаты применения корпоративной системы оплаты труда удовлетворительные. В новых условиях при приеме на работу мы уже гарантируем стабильный уровень заработной платы, превышающий прожиточный минимум в несколько раз.

Отдельно хотелось бы остановиться на оплате труда рабочих локомотивных бригад, одной из самых многочисленных из ведущих профессий на железнодорожном транспорте. Заработная плата рабочих локомотивных бригад при переходе на новую систему оплаты труда выросла больше чем в среднем по дороге: например, у машинистов в грузовом движении увеличилась постоянная часть заработной платы с 7397 до 13300 рублей, или на 80 процентов. В июне средняя заработная плата машиниста локомотива составила 22600 рублей, с ростом к марту 2007 года на 19 процентов, при среднедорожном росте на 14,8 процента. Дорога обратилась к руководству компании о внесении изменений и дополнений в положение, в том числе по сохранению для машинистов-инструкторов локомотивных бригад и  дежурных локомотивных депо надбавок за класс квалификации, изменению  разрядов оплаты труда машинистов маневровых локомотивов, введению ежегодного вознаграждения за стаж работы  в компании и других.  

С переходом на новую систему оплаты труда заработная плата работников дороги в июне 2007 года по сравнению с мартом выросла на 15 процентов и составила 14169 рублей. При этом достигнуто выполнение экономически обоснованного роста реальной заработной платы на основе динамичного роста производительности труда.

В рейтинге заработной платы среди отраслей экономики среднемесячная заработная плата работников железнодорожного транспорта входит в «первую пятерку» и находится на третьем (Астраханская и Саратовская области) и пятом (Волгоградская область) месте. Железнодорожники уступают по уровню заработной платы работникам, занятым в финансовой деятельности, добыче полезных ископаемых, государственном управлении и обеспечении военной безопасности, строительстве.

Хотелось бы отметить, что и социальный пакет является весомой прибавкой к доходам наших работников, элементом мотивации, инструментом управления персоналом.

Нормирование труда, рабочее время и время отдыха

Серьезная проблема, существующая на железнодорожном транспорте, особенно в условиях роста объемов перевозок, – это использование рабочего времени и времени отдыха работников массовых профессий, и прежде всего работников локомотивных бригад. Руководство дороги крайне обеспокоено продолжающимся ухудшением использования рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. Действующая на дороге система организации труда и отдыха бригад не принесла желаемого результата по снижению часов сверхурочной и непроизводительной работы.

При росте объема перевозок на 19,3 процента к уровню прошлого года часы сверхурочной работы возросли на 63,4 процента (в локомотивных депо Верхний Баскунчак, имени М. Горького, Петров Вал рост более чем в два раза) и составили на одного работника бригады 43,6 часа, а в локомотивных депо Петров Вал – 90,7 часа, Сенная – 58,8 часа. За шесть месяцев текущего года 358 человек уже отработали по 120 и более часов сверхурочно, это каждый пятый в грузовом  движении. При неукомплектованности штата локомотивных бригад руководители депо не принимают мер по приведению  численности по другим профессиям к штатному расписанию, в результате в целом по депо численность выше плановой.

Такое положение дел стало возможным из-за низкого уровня дисциплины руководителей всех уровней в вопросах использования рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад, безразличия, какой-то успокоенности.

Социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам

Эффективность системы социальной поддержки работников определяется отношением полученного результата к потраченным ресурсам. За первое полугодие 2007 года по обязательствам коллективного договора израсходовано 976 миллионов рублей. Это выплата вознаграждения при увольнении на пенсию впервые, оказание материальной помощи работникам при уходе в очередной отпуск и так далее. На дороге разработана и исполняется целевая программа помощи неработающим пенсионерам.

Приволжская дорога реализует Программу ОАО «РЖД» по предоставлению корпоративной поддержки работникам для приобретения жилых помещений в собственность. На учете для предоставления корпоративной поддержки состоят 1386 работников дороги. В 2007 году оформлено 78 субсидируемых ипотечных кредитов для приобретения жилья в собственность.

В рамках целевой программы «Молодежь ОАО «Российские железные дороги» распространены льготные условия корпоративной поддержки на работников, имеющих статус молодых специалистов до достижения ими 30-летнего возраста. В числе получивших субсидируемые ипотечные кредиты 40 работников, не достигших 30-летнего возраста, из них 26 молодых специалистов.    

Социальное партнерство

Основным принципом построения взаимоотношений между администрацией дороги и профсоюзом является социальное партнерство. Цель – не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и взаимоуважения сторон.

На дороге созданы условия для деятельности дорпрофсожа и его выборных профсоюзных органов, советов ветеранов. На поощрение выборных и штатных профсоюзных работников, оплату труда руководителям первичных профсоюзных организаций дорогой направлено 6,1 миллиона рублей, кроме того, дорожному комитету профсоюза отчислено 10,1 миллиона рублей для обеспечения эффективного функционирования профсоюзных организаций, безвозмездно предоставлены для деятельности выборных профсоюзных органов оборудованные помещения, средства связи.

Подводя итоги выполнения коллективного договора за первое полугодие 2007 года, необходимо отметить, что обусловленные им обязательства в основном выполнены.

 

 

 

Общий успех зависит от честного труда каждого

 

Из доклада заместителя председателя территориальной организации профсоюза на Приволжской железной дороге Сергея Гyцула.

 

Общественный контроль за охраной труда

 

Комитет дорожной территориальной организации профсоюза, теркомы, профсоюзные комитеты осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда и здоровья работников дороги, использованием рабочего времени и времени отдыха работников локомотивных бригад. Эти вопросы систематически рассматриваются на заседаниях комитетов профсоюза. Техническими инспекторами труда в первом полугодии 2007 года проведено 66 проверок состояния охраны труда, в ходе которых выявлено 834 нарушения норм и правил охраны труда; предъявлено 35 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Несмотря на все принимаемые меры, мы, к сожалению, допустили 14 случаев производственного травматизма, из них три с тяжелым исходом. Причин такого положения просматривается три: низкий уровень исполнительской дисциплины работников, нарушающих технологические процессы работ, неудовлетворительная организация работ со стороны руководителей и специалистов дороги, недостаточная работа профсоюзных комитетов по предотвращению нарушений правил и инструкций по охране труда.

Длительное время не решается вопрос улучшения санитарно-бытовых условий в Волгоградской дистанции пути, где более половины помещений не отвечают нормативным требованиям, в локомотивном депо станции имени М. Горького, где ожидают строительства нового административно-бытового корпуса в 2009 году. Не созданы нормальные санитарно-бытовые условия для регулировщиков скорости движения вагонов на станции имени М. Горького. Много недостатков в содержании производственных и санитарно-бытовых помещений в ПМС №№ 152, 200, 282, 196.

Наихудшее положение по обеспечению работающих санитарно-бытовыми помещениями среди структурных подразделений дороги на сегодняшний момент имеют подразделения дирекции по ремонту пути. Здесь сложилась крайне неблагополучная обстановка с подготовкой служебно-технических вагонов к летним путевым работам. Абсолютное большинство из них требуют проведения ремонта электрооборудования, внутренних кузовных работ.

 

Правовая работа

 

За шесть месяцев 2007 года правовыми инспекторами труда проведено 58 проверок предприятий железнодорожного транспорта по вопросам соблюдения трудового законодательства и коллективного договора дороги, из них 6 проверок – совместно с государственным инспектором труда. По их результатам руководителям организаций выдано 49 представлений об устранении 1285 нарушений трудового законодательства.

Проведенными проверками по соблюдению трудового законодательства в филиалах, структурных подразделениях, негосударственных учреждениях здравоохранения и других организациях установлено, что все предприятия дороги и транспортного строительства характеризуют одни и те же нарушения. А именно: содержание трудовых договоров, заключаемых с работниками, не всегда соответствует требованиям статьи 57 ТК РФ, работники привлекаются к сверхурочным работам, к работе в выходные и праздничные дни без их письменного согласия, без приказа и без оплаты, а также без учета мнения профкома. Имеются факты нарушений трудовых прав работников и по другим разделам трудового законодательства.

 

Социальная поддержка, развитие физкультуры и спорта

 

Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и неработающих пенсионеров Приволжской магистрали в первом  полугодии осуществлялось на базе лечебно-оздоровительного комплекса «Волжские дали», а также в здравницах центрального подчинения, таких, как санатории «Октябрьский», «Мыс Видный», «Черноморье», «Долина нарзанов» и других. Всего с начала года прошли санаторно-курортное оздоровление 1037 работников дороги, членов их семей, неработающих пенсионеров.

Актуальным на сегодняшний день остается вопрос реабилитации локомотивных бригад и других категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. Эта работа должна быть плановой, она должна способствовать оздоровлению работников ведущих профессий, сокращению заболеваемости среди железнодорожников, чей труд сопряжен с высокой интенсивностью. Для реализации этой задачи на Приволжской железной дороге функционирует реабилитационный центр и отделения реабилитации и восстановительного лечения в трех негосударственных учреждениях здравоохранения. Всего на реабилитацию за шесть месяцев 2007 года было направлено 522 человека, в том числе 362 работника локомотивных бригад. Отзывы работников, которые побывали в центрах реабилитации, положительные: отмечены случаи восстановления зрения, слуха, излечения многих других заболеваний.

Отдых и оздоровление детей работников Приволжской железной дороги организованы на базе четырех дорожных детских оздоровительных лагерей, а также на основании договоров, заключенных с оздоровительными учреждениями Черноморского побережья. Сто ребятишек отдохнули в лагере «Юбилейный», еще 200 набираются сил в «Жемчужине России» в пригороде Анапы. Под эгидой ЦК профсоюза была проведена акция по социальной поддержке детей из малообеспеченных и неполных семей, обучающихся в школах-интернатах. Двести ребятишек отдохнули в санаторно-оздоровительном лагере «Шахтинский текстильщик» по бесплатным путевкам.

Для организации спортивно-массового движения на дороге за шесть месяцев этого года было проведено 345 мероприятий дорожного, отделенческого и узлового масштаба, в которых приняли участие более 12 тысяч работников Приволжской железной дороги и членов их семей. Все мероприятия были посвящены 170-летию железных дорог России. Среди них хотелось бы выделить зимнюю спартакиаду работников дороги, спартакиаду молодых специалистов. В мае была проведена спартакиада среди детей работников дороги, в июне на стадионе «Локомотив» проводились дорожные соревнования по футболу среди юношей.

 

***

Коллективный договор за 15 лет доказал свою жизнеспособность и позволил достаточно успешно регулировать социально-трудовые отношения на железнодорожном транспорте. Это осознанная и продуманная политика нашей компании.

26 июня 2007 года создано объединение работодателей. В него вошли предприятия, филиалы ОАО «РЖД», дочерние зависимые общества компании, совместно с ЦК профсоюза идут переговоры по корректировке проекта Коллективного договора, ОТС на 2008 год. То есть компанией  последовательно проводится в жизнь политика социальной направленности. Это дает нам уверенность, что профессиональный, честный труд каждого на своем рабочем месте позволит добиться выполнения запланированных показателей и обеспечить сохранение существующих социальных гарантий в 2008 году.

 

 

 

Ответственность - обоюдная

 

В обсуждении докладов приняли участие начальник станции Князевка Сергей Бескровный, председатель профкома Чирской дистанции пути Светлана Чеховская, начальник станции Аксарайская Владислав Губанов, председатель профкома линейных станций Астраханского отделения Алексей Попович, заместитель начальника Волгоградского отделения дороги по кадрам и социальным вопросам Сергей Пылков, председатель совета ветеранов дороги Евгений Гришин, начальник Саратовского отделения магистрали Сергей Лиходаев, заместитель начальника дороги по экономике и финансам Ринат Бахтеев. Выступили заместитель председателя отраслевого профсоюза Сергей Железнов и вице-президент компании Александр Бобрешов. Ими был отмечен такой недостаток, как рост часов сверхурочной работы: по этому показателю Приволжская дорога находится на третьем месте по сети.

Выступление руководителя магистрали Александра Храпатого и по занятому времени и по важности затронутых проблем, естественно, вышло за рамки просто слова. взятого в прениях, а послужило весомым дополнением обоих докладов. Он предложил обратить внимание на то, что прописано в коллективном договоре об обязанностях сторон, в частности, об обязанностях администрации. Все ли, до последнего пункта, выполнено? Наверное, нет. Вот и в выступлении представителя коллектива Чирской дистанции пути было сказано о предоставлении работникам льготного топлива за счет заработной платы, других нарушениях. С этим вопросом разберутся, виновные будут наказаны. Но возьмем ответственность другой  стороны договора – ответственности коллектива, ну, хотя бы за появление своего товарища в пьяном виде на работе. Он же не в вакууме существует, рядом с ним люди, которые могли бы одернуть. Или хищения, пышным цветом расцветшие на всех уровнях. Почему мы практически ничего не говорим об этой болезненной проблеме?

Компания и дальше будет поднимать тарифную составную заработной платы. Что же касается премии, то надо привыкать, что это не автоматически внесенная прибавка: премию надо заработать. А если человек вообще делает меньше того минимума, который он обязан  сделать? Системы штрафов нет, а порой, в случаях явно наплевательского отношения к работе, подумаешь, что она нужна…

Надо менять психологию коллективов. Мы живем и работаем в условиях рыночной экономики, человек ценен тогда, когда он соответствует порученной ему работе, дает максимальную отдачу.

Начальник дороги поблагодарил все коллективы дороги, занявшие призовые места в сетевом соревновании.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31