28 октября 2020 20:05

28 октября 2020 20:05

Экономим топливо за счёт конденсатора "Эсма"

Энергетической стратегией ОАО «РЖД», утвержденной в 2004 году президентом компании на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года, предусмотрено внедрение энергосберегающих технических решений на железнодорожном транспорте. Одним из перспективных направлений этой стратегии является применение конденсаторных систем запуска дизелей.

Энергетической стратегией ОАО «РЖД», утвержденной в 2004 году президентом компании на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года, предусмотрено внедрение энергосберегающих технических решений на железнодорожном транспорте. Одним из перспективных направлений этой стратегии является применение конденсаторных систем запуска дизелей. Служба технической политики Приволжской железной дороги – инициатор продвижения новых технологий – рекомендовала руководителям локомотивного хозяйства и хозяйства пути испытать новые образцы электрохимических конденсаторов «ЭСМА», изготовленных ЗАО «ЭЛТОН» в городе Троицке Московской области. О результатах этих испытаний рассказывает начальник службы технической политики Приволжской железной дороги Валерий Звездин:

 

Один конденсатор заменяет два аккумулятора.– Перед испытанием предварительно были детально рассмотрены все технические характеристики конденсаторов «ЭСМА» и все составляющие экономической эффективности их использования. В первую очередь предусматривалась экономия дизельного топлива и масла за счет уменьшения работы дизеля на холостом ходу, уменьшение числа аккумуляторных батарей, сокращение потребления электроэнергии на подзарядку батарей с пониженной емкостью и многое другое.

В 2004 – 2005 годах в хозяйстве пути уже были проведены первые всесезонные испытания. Конденсаторными модулями были оснащены различные типы путевых машин с двигателями мощностью до 500 лошадиных сил. Результаты приемочных испытаний подтвердили их существенные преимущества по сравнению с применяемыми ранее аналогами. Так, конденсаторы «ЭСМА» в процессе пуска обеспечивают ток свыше 1000 ампер. И всего 20 секунд достаточно для 4 – 5 полноценных запусков двигателей специального самоходного подвижного состава при температурах ниже минус 20 градусов по Цельсию, что невозможно при использовании аккумуляторных батарей и других источников тока. Модули позволяют снизить емкость эксплуатируемых аккумуляторов до двух-трех раз и увеличить более чем в два раза срок эксплуатации аккумуляторных батарей. Они проявили устойчивость к превышению зарядного напряжения, коротким замыканиям и переполюсовкам, имеют низкий саморазряд и сохраняют до 80 процентов энергии в течение нескольких лет. Кроме того, ресурс конденсаторов «ЭСМА» составляет более одного миллиона циклов, что в десять раз выше имеющихся аналогов, а емкость и запасаемая энергия выше в пять раз. При этом их срок службы составляет не менее десяти лет, а срок окупаемости – до двух лет.

 

В Саратовской дистанции пути конденсаторами «ЭСМА» оборудовано пять единиц специального самоходного подвижного состава. Все изделия находятся в активной эксплуатации более трех лет. Ухудшение характеристик выявлено не было. Машинисты путевых машин Саратовской дистанции пути высоко оценили надежность и эффективность работы конденсаторов «ЭСМА», прежде всего в период низких температур, когда неблагоприятные погодные условия не позволяют быстро запустить двигатель и обеспечить надежную работу техники.

Сферу применения конденсаторов «ЭСМА» мы постоянно расширяем. Так, испытания этих систем более года успешно проводятся на маневровом локомотиве Саратовского локомотивного депо. Проведены их опытные испытания также в восстановительном поезде на станции Аткарск при температуре воздуха ниже минус 20 градусов по Цельсию. При этих испытаниях переносное пусковое устройство, заряженное до напряжения 32 вольта, обеспечило 17 последовательных запусков двигателей мощностью до 330 лошадиных сил без аккумуляторных батарей. А на зарядку пускового устройства ушло менее пяти минут. Это очень важно для оперативной готовности к выполнению аварийно-восстановительных работ при низких температурах в зимний период. В этом году, я думаю, решится также вопрос о проведении опытных испытаний конденсаторов «ЭСМА» на рельсовых автобусах РА-1.

 

В настоящее время под руководством вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича департамент технической политики ОАО «РЖД» совместно с отраслевыми департаментами рассматривает предложения и формирует инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» на 2008 год. Учитывая положительный опыт эксплуатации конденсаторных систем на Приволжской железной дороге, их высокие технические характеристики, превосходящие по большинству параметров имеющиеся аналоги, а также то, что технология производства конденсаторов «ЭСМА» защищена российскими и международными патентами, предлагаем рассмотреть целесообразность внедрения конденсаторов «ЭСМА» в отраслевых хозяйствах дорог в рамках инвестиционного проекта ОАО «РЖД».

 

Записала Марина Четверикова

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31