12 августа 2020 23:21

12 августа 2020 23:21

Ахтуба: вчера и сегодня

Станция Ахтуба – часть волжского городка Ахтубинска, фактически его окраина. Так это воспринимается сейчас, но ведь станция старше города, который получил право на существование только по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1959 года, объединившему в единое целое село Владимировка, рабочий поселок Петропавловский и поселок при этой самой железнодорожной станции.

Станция Ахтуба – часть волжского городка Ахтубинска, фактически его окраина. Так это воспринимается сейчас, но ведь станция старше города, который получил право на существование только по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1959 года, объединившему в единое целое село Владимировка, рабочий поселок Петропавловский и поселок при этой самой железнодорожной станции.

 

Два здания станции Ахтуба: прежнее, постройки 1956 года...К тому времени станция Ахтуба Астраханского отделения дороги уже пережила несколько десятилетий своей истории, пришедшейся на весьма бурные годы войн – гражданской и Великой Отечественной. Время от времени встречаешь это название в исторических очерках, посвященных обороне Царицына, Волжско-Каспийской военной флотилии. Значимость станции многократно увеличилась со строительством в первый год Великой Отечественной войны линии Ахтуба – Паромная, ставшей для Сталинграда в дни битвы с немецко-фашистскими войсками своего рода дорогой жизни.

Специфику работу станции Ахтуба сразу и навсегда определили такие природные факторы, как близость, с одной стороны, к Волге и ее рукаву Ахтубе, с другой – к «всероссийской солонке», озеру Баскунчак. Еще в конце XVI века ученый венецианец Контарини, побывав в этих местах, писал: «...В степи находится соляное озеро, столь обширное, что добываемой из него соли достаточно было бы для продовольствия большей части вселенной». Екатерина II, стремясь к более широкой разработке соляных богатств края, принимала меры к заселению заволжских степей на левом берегу Волги и реки Ахтубы. В 1763 году она издала Указ, по которому всем переселенцам для возки и ломки соли предоставлялись льготы и отводились участки земли для сельского хозяйства. Так вблизи соляных озер и трактов появились слободы, одна из которых, Владимировка, основанная в 1768 году, и дала начало нынешнему Ахтубинску.

 

А когда  в конце девятнадцатого – начале двадцатого века здесь стали прокладывать железнодорожные линии и основывать узловые станции, мимо такого удобного места проектировщики  пройти просто не могли. Вводится в эксплуатацию железнодорожная станция Ахтуба с депо для профилактического ремонта паровозов и вагонов, в 1912 году завершается строительство железнодорожного моста через реку Ахтуба…

Как и в самые первые годы существования станции, соледобытчики и сегодня остаются главными ее партнерами, а соль – первейшей их заботой. Так что отмеченный недавно в Астраханской области большой юбилей – 125-летие предприятия «Бассоль» и открытия первой в этих краях железной дороги, прямо так и называвшейся – «солевозной», – это праздник, к которому ахтубинцы имеют самое прямое отношение.

 

...и нынешнее, которое станция получила к своему 100-летию.Наряду с солью другая основа производственной деятельности станции – перевозки овощей и бахчевых культур. Сейчас для этого самая горячая пора. Заявки  на сезон достаточно серьезные – поставка десятков тысяч тонн арбузов, томатов, лука. Ежедневно грузится десять вагонов «скоропорта», а это 500 тонн груза, а то и больше. И темпы только нарастают.

Разговаривали мы на эти темы с заместителем начальника станции Валентиной Ивченко, а сам начальник станции Виктор Чернявский в это время следил за ходом путейского «окна». Силами работников путевой машинной станции № 196 прошла замена стрелок на главном ходу, а вот теперь путейцы Верхнебаскунчакской дистанции продолжают эту работу на второстепенных путях. До них дело не всегда доходит, а для безопасности движения что главный путь, что второстепенные – одинаково важны. Надежней будет путь, повысятся скорости движения – внакладе от этого никто не останется. А уж за теми «мелочами», что зависят от работников самой станции – например, прополка станционных путей – дело уж точно не станет.

Немало назвали мне фамилий передовиков производства – тех, чьими руками, знаниями и опытом обеспечиваются все достижения станции. Это опытнейший составитель поездов Герман Поваров, дежурные по станции Любовь Затворнская, Татьяна Цырульник, другие железнодорожники. Совсем недавно, в преддверии профессионального праздника, лучшие из них были по доброй традиции отмечены грамотами, благодарностями, ценными подарками.

 

Не так уж давно – летом прошлого года – станция Ахтуба Астраханского отделения дороги не очень шумно отметила столетие со дня своего открытия. Одним из заметных событий этого юбилея стал переезд в новое помещение, куда более просторное и пригодное к выполнению производственных задач, чем прежнее, построенное полвека назад. Как и подготовка памятного  фотоальбома, где нашли отражение и вековая история станции и достижения нынешнего дня, которые в разное время обеспечивали ветераны станции и те, кто сегодня составляет ее золотой фонд. Не обошли стороной его составители и многогранную деятельность профсоюзной организации станции – субботники, спортивные соревнования, помощь ветеранам. Это и оправдано, и вполне объяснимо, учитывая, что главной движущей силой фотолетописи был глава профсоюзной организации станции Петр Потапов.

Вот такая она, станция Ахтуба. Хорошее «вчера» и прочное «сегодня» дают уверенность в том, что и завтра у ахтубинцев тоже все будет в порядке.

 

Геннадий Васильев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31