13 августа 2020 00:05

13 августа 2020 00:05

Тяжела была ноша для хрупких девичьих плеч…

В совете ветеранов Саратовского локомотивного депо мне настоятельно порекомендовали написать о Клавдии Яковлевне Родионовой: человек редкий, а уж профессия её – помощник машиниста – по нынешним временам никоим образом в категорию женских не вписывается. Другое дело, что в те военные годы из-за отсутствия мужчин, ушедших на фронт, осваивать эту профессию довелось достаточно большому количеству сверстниц Клавы в разных концах страны...
В 1941 году ей едва исполнилось семнадцать лет. К тому времени Клавдия окончила семь классов школы в селе Николаевка.

Не от хорошей жизни, а в силу горькой нужды женщины в войну осваивали нелегкие мужские профессии…

 

Клавдия Яковлевна Родионова. (Фото из семейного архива).В совете ветеранов Саратовского локомотивного депо мне настоятельно порекомендовали написать о Клавдии Яковлевне Родионовой: человек редкий, а уж профессия её –  помощник машиниста – по нынешним временам никоим образом в категорию женских не вписывается. Другое дело, что в те военные годы из-за отсутствия мужчин, ушедших на фронт, осваивать эту профессию довелось достаточно большому количеству сверстниц Клавы в разных концах страны...

В 1941 году ей едва исполнилось семнадцать лет. К тому времени Клавдия окончила семь классов школы в селе Николаевка Калининского района Саратовской области. Вот в школу-то и пришли посланцы из железнодорожного училища, окинули зорким глазом старшеклассниц, отобрали с десяток девушек покрупнее – работа всё-таки тяжелая, не на счетах костяшки перекидывать. И бодро заявили: «Ну, девушки, поедете учиться в Аткарск».

– А мы и рады, после нашей глухой деревни и Аткарск покажется большим городом, – улыбается, вспоминая тот день, Клавдия Яковлевна.

 

Мы сидим в её уютной квартире, которую она в свое время получила от Саратовского локомотивного депо. К слову, в этой многоэтажке, построенной еще в советские времена хозспособом неподалеку от родного предприятия, живут сейчас многие бывшие и нынешние его работники. Дали её в свое время супругам Родионовым. Сейчас Юрия Александровича уже нет в живых, а в свое время он, машинист пассажирского поезда, был на хорошем счету, имел несколько прав машиниста: мог управлять тепловозом, электровозом, дизель-поездом. Супруги Родионовы и положили начало многочисленной трудовой династии.

Но об этом чуть позже, сейчас же вернемся к тем «сороковым-роковым», которые и фронту, и тылу принесли много горьких забот. Учиться, конечно, это не воевать, но поголодать пришлось. И кое-кто из девчат, поначалу порадовавшихся по молодости отъезду в город, потом не выдержал холода и голода, рванул обратно домой – дома и помирать легче. И в наше время такого рода бегство считается делом непохвальным, а в те суровые годы и вовсе расценивалось как дезертирство, то есть дело подсудное. Суд и состоялся, и неизвестно, чем бы всё кончилось для девчонок, да директор училища Николай Иванович Трофимов отстоял их, взял на поруки...

 

Обучаясь профессии, делали молотки, зубила. В конце 1942 года Клава и её сверстницы проходили практику в депо, а в начале 1943 года она уже работала кочегаром в Саратовском локомотивном депо, при том, что имела права помощника машиниста. Приходилось и под бомбежки попадать.

– Водили поезда до Петрова Вала. Машинистом у меня был Мартьян Николаевич, фамилию его я запамятовала, а помощником машиниста был дядя Петя Пантюхин, – вспоминает Клавдия Яковлевна. – Начнут бомбить – я под тендер залезу, а они под поезд жмутся. Куда же еще денешься среди степи?

В 1944 году Клавдия стала помощником машиниста: физической нагрузки едва ли меньше, а ответственности – еще больше. Фронт подальше отодвинулся, но и без бомбежек напряга хватало. Дадут паек, 300 граммов хлеба, – так его лучше продать и купить кусок колоба (жмыха): там краюха поувесистей и жевать надолго хватит. Когда вели санитарные поезда, железнодорожников иногда «ставили на довольствие» – приносили котелки с овсяной кашей.

– Рацион не особо подходящий, чтобы ломом да лопатой орудовать, это точно, – рассказывает Клавдия Яковлевна. – За поездку перелопачивала до двадцати тонн уголька. А колодки менять – какая мука мученическая была. Наворочаешься за день, так самые последние без помощи крепкого словца и с места не сдвинешь. Хорошо, я от природы крепкая женщина…

Клавдия Яковлевна и сейчас, в 84 года, держится бодро, хотя и два инфаркта перенесла. В послевоенное время продолжала работать по той же специальности, только пересела с паровоза на тепловоз. Вот оно – свидетельство помощника машиниста тепловоза, помеченное 27 марта 1967 года.

– А военное свидетельство помощника машиниста паровоза забрал на память внук, – добавляет собеседница.

 

Последние годы она работала помощником машиниста тепловоза.Тут как раз и зашла речь о детях и внуках. У Клавдии Яковлевны две дочери – Зоя и Татьяна. Зоя в свое время работала технологом в том же локомотивном депо, потом – в одном из цехов Саратовского пассажирского депо. Татьяна всю жизнь проработала на телеграфе и к железной дороге практически никакого отношения не имела. Но железнодорожная жилка проявилась через поколение – оба сына Татьяны стали машинистами: Андрей Кузнецов – машинистом пассажирского поезда, Юрий Кузнецов – машинистом грузового.

Правда, к этому времени уже и деда-машиниста на свете не было, и Клавдия Яковлевна давно ушла на заслуженный отдых. Было это в 1975 году, о чем в свое время поведала газета «Саратов» в статье «Последний рейс».

 

И сейчас, помимо семейных дел, у Клавдии Яковлевны – в её-то возрасте – хватает сил на общественные дела. Когда-то она вместе с другими инициаторами создавала совет ветеранов локомотивного депо, так и сейчас участвует в его мероприятиях. Раз в месяц собираются активисты и решают текущие вопросы: кому из ветеранов и чем надо помочь.

Нельзя сказать, что вовсе нет у нее самой проблем, но тут уж сложившийся с военных времен характер берет свое: Клавдия Яковлевна всю жизнь прежде всего помогала, а не ждала помощи от других.

Геннадий Наконечный
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31