21 октября 2020 05:21

21 октября 2020 05:21

Военные сообщения на службе России

Это была первая мобилизация в России, осуществленная на базе обеспечения её железнодорожным транспортом. Первым днем мобилизации было объявлено 2 ноября 1876 года.
По 44 губерниям, на которые распространялись мобилизационные мероприятия, на призывные пункты явилось 224312 запасных, было доставлено 62996 лошадей. Их перевозка была осуществлена 24 железными дорогами и потребовала 995 поездов. Осуществление мобилизационных перевозок заняло четыре недели.

Службе военных сообщений Вооруженных сил Российской Федерации 5 марта 2008 года исполняется 90 лет.

 

Окончание. Начало в №6

 

Вместо мотора - мускульная сила.Это была первая мобилизация в России, осуществленная на базе обеспечения её железнодорожным транспортом. Первым днем мобилизации было объявлено 2 ноября 1876 года. По 44 губерниям, на которые распространялись мобилизационные мероприятия, на призывные пункты явилось 224312 запасных, было доставлено 62996 лошадей. Их перевозка была осуществлена 24 железными дорогами и потребовала 995 поездов. Осуществление мобилизационных перевозок заняло четыре недели.

В 1891 году Козлово-Саратовская и Тамбово-Козловская линии были объединены в Козлово-Саратовскую железную дорогу, которая перешла в казну. В 1891 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги представило план расширения своего предприятия, который состоял в сооружении новых линий. План был утвержден правительством, а Общество Рязанско-Козловской дороги преобразовано в Общество Рязанско-Уральской дороги. С 1892 по 1897 год в эксплуатацию введены линии: Тамбов – Камышин (444 версты), Покровск – Уральск (396 верст), Ершов – Николаевск (88 верст), Урбах – Александров Гай (173 версты), Аткарск – Вольск (235 верст) и другие.

 

В 1914 – 1918 годах на Рязано-Уральской дороге возникли новые линии: Саратов – Каменоломня, Пенза – Харьков, Тамбов – Моршанск, Балашов – Ершов и Николаевск – Самара. В сентябре 1918 года дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения.

5 марта 1918 года была создана служба военных сообщений Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В том же году было образовано Управление начальника передвижения войск на Рязано-Уральской железной дороге. В дальнейшем его название неоднократно менялось. С мая 1938 года это было Управление военно-транспортной службы на Рязано-Уральской железной дороге. В период с 1918 по 1940 год управление находилось в Саратове.

 

Организация органов военных сообщений к началу Великой Отечественной войны была следующей. В центре – Управление военных сообщений Генерального штаба Красной Армии; в военном округе – отдел военных сообщений штаба военного округа; на железных дорогах – управления начальников передвижения войск на железных дорогах, управления военных комендантов железнодорожных участков и станций. С первых же дней войны начали развертываться и формироваться линейные и полевые органы военных сообщений.

В начальный период войны служба военных сообщений находилась в ведении начальника Генерального штаба. С организацией Главного управления тыла Красной Армии (1 августа 1941 года) служба военных сообщений стала входить как основное звено в систему службы тыла Красной Армии. Первая реорганизация Управления военных сообщений Генерального штаба была проведена 16 июля 1941 года. Вместо одного отдела, ведавшего снабженческими перевозками всех видов, а также перевозками по укомплектованию, призыву и увольнению, были созданы отдел перевозок боеприпасов, горюче-смазочных материалов и военно-технического имущества, отдел перевозок интендантских грузов и отдел перевозок по укомплектованию и эвакуации. Управление перевозками всех видов было выделено в самостоятельный отдел. Кроме того, был создан отдел восстановления и заграждения железных дорог. Отдел боевой подготовки органов ВОСО и железнодорожных войск и отдел снабжения железнодорожных войск были объединены в отдел железнодорожных войск. Мобилизационно-технический отдел был переформирован в эксплуатационно-технический. В последующем организуются самостоятельные отделы по планированию перевозок горюче-смазочных материалов и по планированию перевозок по санитарной эвакуации. В отделах, ведающих перевозками, были созданы диспетчерские отделения, что устраняло разрыв планирования и управления перевозками отдельных видов грузов.

 

В годы Великой Отечественной войны железная дорога приобрела важное стратегическое значение. Осенью 1941 года Госкомитетом Обороны было предписано построить линии Ахтуба – Паромная и Астрахань – Кизляр с одновременным сооружением переправ через Волгу у Астрахани и Сталинграда. Уже через год от Паромной стали ходить эшелоны. В 1942 году сдана в эксплуатацию линия Иловля – Петров Вал – Саратов. В 1943 году были построены еще три линии: Гурмак – Сарепта, Ельшанка – Садовая и Садовая – Причальная. Дорога, сооруженная в рекордно короткие сроки, получила название Сталинградской.

 

На погрузку - своим ходом.Во время Великой Отечественной войны органами военных сообщений была выполнена огромная и сложная работа по обеспечению воинских железнодорожных и водных перевозок. Наиболее поучительной с точки зрения организации и размеров подвоза является Сталинградская операция 1942 – 1943 годов. В величайшее сражение под Сталинградом было вовлечено более 1 миллиона человек, на его отдельных этапах одновременно участвовало в боях более 2 тысяч танков, столько же самолетов и более 12 тысяч орудий и минометов. Под перевозки, связанные со Сталинградской операцией, начиная с июля 1942 года по январь 1943 года было использовано свыше 200 тысяч вагонов.

 

Подвоз в район Сталинграда осуществлялся в условиях сильного воздействия авиации противника на все железнодорожные и водные участки. В силу этого сосредоточение войск производилось скрытно. Все распоряжения, связанные с перевозкой войск и грузов снабжения, передавались только шифром. В результате принятых мер пропускная способность основных железнодорожных участков (Поворино – Сталинград, Урбах – Ахтуба) была доведена до 40 поездов в груженом состоянии и 33 – в порожнем.

 

В связи с проведенным укрупнением железных дорог в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1953 года Рязано-Уральская и Сталинградская железные дороги были объединены. На их базе образована Приволжская железная дорога с управлением в городе Саратове. В соответствии с этим на базе Управления начальника передвижения войск на Рязано-Уральской железной дороге было образовано Управление начальника передвижения войск на Приволжской железной дороге. С 4 февраля 1982 года Управление начальника передвижения войск на Приволжской железной дороге переименовано в Управление военных сообщений на Приволжской железной дороге. С 1 декабря 2006 года Управление военных сообщений на Приволжской железной дороге переведено на новый штат и называется Приволжским территориальным управлением военных сообщений на железнодорожном транспорте.

 

Сергей Евкин,

начальник Приволжского территориального управления военных

сообщений

на железнодорожном

транспорте

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29