12 августа 2020 23:12

12 августа 2020 23:12

И тут гибли люди

Линия фронта проходила в стороне от станции Палласовка. И все же она сыграла значительную роль в подготовке разгрома немцев под Сталинградом. В те годы для организации движения поездов к Сталинграду был создан подотдел тогдашнего Покровского отделения Рязано-Уральской дороги. Вот лишь несколько ярких эпизодов из архивных документов и рассказов очевидцев происходившего, наших отцов и дедов.

Их память святаЛиния фронта проходила в стороне от станции Палласовка. И все же она сыграла значительную роль в подготовке разгрома немцев под Сталинградом.

В те годы для организации движения поездов к Сталинграду был создан подотдел тогдашнего Покровского отделения Рязано-Уральской дороги. Вот лишь несколько ярких эпизодов из архивных документов и рассказов очевидцев происходившего, наших отцов и дедов.

Взрослели тогда люди быстро. Вот и Саше Моргунову, работавшему в паровозном депо Палласовка на промывке паровозов, было в ту пору только 17 лет. У паровоза, следовавшего с воинским эшелоном, груженным техникой и боеприпасами, на перегоне Лепехинская – Гмелинская обвалилась арматура котла, вышли из строя колосники топки. Казалось, дальше следовать невозможно. Но машинист А.Ф. Ванюков, его помощник и кочегар приняли все меры к тому, чтобы довести воинский поезд в Палласовку – до основного депо. В Палласовке надо было срочно заменить паровоз, но подходящей замены не нашлось. Неисправную машину загнали в депо для устранения повреждения котла. Но приступать к работе было нельзя до того, как котел остынет. Все руководство депо собралось на «летучку» около этого паровоза, советовались, как поступить, чтобы быстрее выложить арматуру в котле. И вот тут-то неожиданно для всех Саша Моргунов – новичок, совсем мальчишка – во всеуслышание заявил: если ему доверят, он может выложить арку. (Александр учился класть печи на курсах печников.) «Готов приступить к работе немедленно», – сказал он. Получив «добро» от начальника депо, парень надел стеганые штаны и фуфайку, набросал в топку отгнеупорных кирпичей и, захватив порцию раствора, нырнул в раскаленный зев паровозной топки. Потом еще раз, еще... Рабочие, прикрепив рукав к емкости, снова и снова окатывали смельчака водой. Саша выдержал до конца, арматура была выложена, и воинский эшелон ушел по назначению – в воюющий Сталинград. За этот героический поступок Александру Ивановичу Моргунову была присвоена отраслевая награда НКПС – знак «Почетный железнодорожник». К слову, ветеран здравствует и поныне, ему 80 лет.

Одна из самых ярких страниц сталинградской эпопеи – героизм женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин. Вот о чем рассказала в свое время женщина-машинист маневрового паровоза серии ОВ Мария Федоровна Иванчук (сейчас её, к сожалению, уже нет в живых): «В депо во время войны нас, женщин, работало трое, но потом я осталась одна. Была и стрелочницей, и кочегаром, и помощником машиниста, наконец, стала машинистом паровоза. Помощников мне давали самых лучших, опытных, со своими обязанностями они справлялись успешно. Во время бомбежек нам часто приходилось растаскивать горящие вагоны. Взрывались боеприпасы, гибли люди – это был самый настоящий ад...».

На глазах Марии Федоровны от прямого попадания фашистской бомбы сгорел и ее родной дом. В чем она ушла на работу, в том и осталась, но свой пост не бросила, продолжала возить людей, военных и гражданских, технику, боеприпасы.

Да, постоянный риск был в войну для машинистов паровозов обычным делом. Вот что рассказывает Дмитрий Петрович Кузин, награжденный за доблестный труд орденом Ленина: «Я вел поезд к станции Верхний Баскунчак – танки, солдаты, боеприпасы. В пути часто налетали немецкие самолеты и бомбили, бомбили… Такая бомбежка случилась на перегоне Кайсацкая – Джаныбек. Я подал сигнал воздушной тревоги и остановил поезд. Все полезли прятаться под вагоны, а мы с бригадой – под паровоз, больше-то и некуда: вокруг ровная степь-матушка, ни деревца. К счастью, всё обошлось, наши истребители отогнали фашистских стервятников. Поезд и паровоз практически не пострадали, только повсюду вокруг зияли и дымились воронки от немецких бомб. Они так и сохранились до наших дней».

Юрий Никитин, председатель совета ветеранов станции Палласовка
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31