18 января 2022 02:07

18 января 2022 02:07

фото: Алексей Белых

Разменяли второй десяток

Со дня образования Приволжского центра метрологии исполнилось 10 лет

Приволжский центр метрологии был образован 1 декабря 2011 года. Об истории становления структурного подразделения, проделанной работе, влиянии пандемии и планах по развитию на ближайшую перспективу читайте в нашем интервью.
четверг_интервью_спикер.jpg

Валерий Карпов, начальник Приволжского центра метрологии – главный метролог

– Валерий Александрович, что стало предпосылкой создания Приволжского центра метрологии?

 – На Приволжской магистрали основы метрологической службы были заложены в начале ХХ века. В то время в локомотивных депо открывались мастерские, специализирующиеся на ремонте средств измерений – манометров, водомерных приборов и так далее. Во второй половине XX века они стали отдельными цехами. Их функционал был существенно расширен.

В 1979 году создана Дорожная комплексная конт­рольно-измерительная лаборатория. Её штат насчитывал семь человек. Руководителем назначили Василия Тарасова. Впоследствии лаборатория вошла в состав Центра метрологии.

В 1987 году при Дорожном конструкторско-техно­логическом бюро организован Дорожный центр стандартизации и метрологии. В 2001-м по приказу начальника дороги он стал самостоятельным подразделением.

 В 2010 году образован дорожный центр стандартизации и метрологии. В штат новой структуры во­шли работники, осуществляющие ремонт и техническое обслуживание весоизмерительных приборов.

Официальной датой образования Центра считается 1 декабря 2011 года. После первичной аккредитации в Федеральной службе по аккредитации Центр получил право проводить поверочные работы. В ноябре этого года Центр начал проходить переаккредитацию в системе калибровки ОАО «РЖД».

– По каким направлениям ведётся деятельность Центра?

– За прошедшее время область аккредитации несколько раз расширялась. В начале пути мы получили право на поверку средств измерения массы (весы, гири), электрических средств измерения (счётчики, амперметры, вольтметры), средств измерения давления (манометры) и температуры (инфракрасные термометры). Сегодня получена аккредитация на проведение поверок более чем 200 разных типов оборудования, и останавливаться на достигнутом мы не намерены. В 2021 году Приволжский центр метрологии успешно получил в органах Росаккредитации подтверждение компетентности на право поверки.

– Почему так важно проведение поверок оборудования?

– От того, насколько грамотно проведена поверка оборудования, зависит стабильность работы железнодорожного транспорта. Рассмотрим это на примере весоповерочных вагонов. В границах Приволжской магистрали эксплуатируется более 360 вагонных весов. Согласно техническим требованиям их поверка и регламентное техническое обслуживание (РТО) проводятся не реже четырёх раз в год. Организация точного весового контроля позволяет избежать дополнительных затрат при взаимодействии с поставщиками или получателями грузов, а также обеспечивает безопасность движения поездов.

– С какими сложностями в работе сегодня приходится сталкиваться и как удаётся их преодолевать?

– Среди актуальных проблем как для нас, так и для наших коллег из других Центров сети – устаревание эталонной, нормативно-правовой и норматив­но-технической базы, отсутствие механизма прогнозирования потребности отрасли в измерениях, а также нехватка квалифицированных кадров.

Приволжский центр метрологии обновляет парк эталонных средств измерения для комплектования действующих и внедряемых схем поверки и калибровки в метрологических лабораториях. Это служит залогом стабильных результатов в области хозяйственной и экономической деятельности. Приобретается многофункциональное эталонное оборудование высокого класса точности: калибраторы сигналов разных величин, современные источники питания, измерительные микроскопы, передвижные поверочные комплексы. Рабочий парк эталонного и вспомогательного оборудования насчитывает свыше 1,5 тыс. единиц.

Проводится анализ парка средств измерений балансодержателей в регионе Приволжской железной дороги независимо от принадлежности к структурам ОАО «РЖД». На основе анализа принимаются организационно-технические решения о комплектовании Приволжского центра метрологии конкретным оборудованием для расширения области аккредитации на право поверки или калибровки средств измерений.

Большое внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки специалистов по калибровке и поверке средств измерений.

– Что планируется сделать для развития Центра в обозримой перспективе?

– Можно выделить три основных направления работы – обновление эталонной базы, цифровизация в оказании услуг и проведение капитального ремонта здания Центра.

Модернизация технических средств измерений сегодня идёт полным ходом – внедряются новые приборы, оснащённые микропроцессорными устройствами, новые шаблоны и так далее. Примером таких средств, нуждающихся в калибровке и поверке, служат автоматизированные путевые шаблоны АПШ-02 и «Нева», поступившие на предприятия дороги в прошлом году. Как следствие, возникает необходимость в новых эталонах для поверки и калибровки.

В 2007 году мы первыми на сети железных дорог начали внедрять цифровые технологии в поверке и калибровке оборудования. Совместно с Саратовским информационно-вычислительным цент­ром создали автоматизированную систему учёта средств неразрушающего контроля. Она актуальна и сегодня.

Назрела необходимость в создании системы удалённой поверки оборудования. Мы ищем технические решения для воплощения этой задумки в жизнь. Такая система позволит сократить эксплуатационные расходы и выйти на качественно иной уровень работы.

Пандемия ускорила появление новых способов проведения калибровки устройств. Так, мы внед­рили практику дистанционной калибровки. Содержание эталонного оборудования на весь перечень средств измерений, применяемых на полигоне дороги, экономически нецелесообразно. Приволжский центр метрологии имеет метрологический вагон-лабораторию, который аккредитован как площадка для поверки и калибровки. Он поз­воляет структурным подразделениям экономить на доставке средств измерений в Центр. В период неблагоприятной эпидемической обстановки вагон-лаборатория не приостанавливал свою работу, выполняя её в прежнем объёме с учётом рекомендаций по предотвращению распространения нового типа коронавирусной инфекции.

В планах на следующий год – проведение капитального ремонта здания Центра. Это улучшит условия труда наших работников и повысит имидж Центра в целом.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».



Беседовал Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31