18 января 2022 00:58

18 января 2022 00:58

фото: ПУЦПК

Тренажёры для развития

На технических занятиях для железнодорожников применяются технологии виртуальной реальности

В конце октября Приволжская железная дорога выступила соорганизатором видеоконференции «Развитие технической учёбы в ОАО «РЖД». Мероприятие прошло в онлайн-формате.
К видеоконференции подключились более 150 участников. Модератором был заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян. Он напомнил о разработанном в 2019 году Корпоративном профессио­нальном стандарте РЖД и перечислил группы сотрудников, для которых техническое обучение обязательно: новички, руководители среднего звена, инженеры, работники, связанные с безопасностью движения, и другие.

– В текущем году мы апробируем методику внед­рения цифровых инструментов в организацию технической учёбы. Рассчитываем на системную работу всех причастных лиц – вертикаль производственных филиалов, главных инженеров дорог, служб технической политики. Необходимо методично и последовательно использовать элементы цифровизации в обучении, – подчеркнул Артур Акопян.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился главный инженер Приволжской железной дороги Владимир Андреев:

– На полигоне Приволжской дороги важнейшая роль отводится вопросам технического обучения и повышения уровня профессиональных компетенций работников. В результате использование кад­рового потенциала становится наиболее эффективным. Сочетание совершенствования новых навыков и потребности в получении знаний, а также применение инновационных методов при проведении обучения являются приоритетными задачами железной дороги и компании.

О подходах к технической учёбе на Приволжской магистрали рассказал и. о. начальника дорожной службы технической политики Андрей Гаркуша. Речь шла о целевом состоянии технического обу­чения. Докладчик сделал акцент на важности формирования профес­сиональных компетенций, применения на занятиях технических средств, системе оценки получаемых знаний.

– В дирекции управления движением используется имитационный тренажёр, который позволяет закреплять и отрабатывать такие компетенции, как оперативное управление движением поездов, организация работы станций, даёт дополнительные знания о функционировании сигнализации, маневровой работе. Имеются 3D-макеты подвижного состава и различных объектов инфраструктуры для регулировщиков скорости движения, составителей поездов, дежурных по станции, – пояснил Андрей Гаркуша.

Он напомнил об успешном опыте создания на малодеятельном участке станции Кокурино учебно-тренировочного полигона. Площадка поз­воляет отрабатывать профессиональные навыки монтёрам пути, монтёрам контактной сети, машинистам крана, составителям поездов и другим железнодорожникам.

В рамках видеоконференции находками в сфере технического обучения и пилотными проектами делились представители Северной, Куйбышевской, Западно-Сибирской, Октябрьской и других магистралей. Докладчики обсуждали совершенствование методов использования информационных технологий и цифровых инструментов, интеграцию мобильных платформ в систему управления техническим обучением, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, возможности дистанционного образования. Речь шла о том, как технологии виртуальной реальности помогают воссоздавать и отрабатывать аварийные и нештатные ситуации на полигонах РЖД.

К разговору присоединились и приглашённые эксперты – представители науки, бизнеса, разработчики инновационных технологий, адаптированных для обучения железнодорожников.

Эксперт технопарка «Сколково», генеральный директор компании Cerevrum, занимающейся образованием с помощью виртуальной реальности, Наталья Флокси рассказала о речевых тренажёрах для отработки навыков коммуникации.

– Речевым тренажёром может пользоваться любой обладатель гаджета или компьютера. Специально для конкретного сотрудника создаётся симуляция, и реалистичные персонажи начинают общаться с человеком. Виртуальный собеседник распознаёт речь, понимает смысл сказанного и даёт обратную связь. То есть подсказывает, что можно улучшить в коммуникации с коллегой. Проведя анализ занятия, мы даём рекомендации, – объяснила принцип работы эксперт.

Наталья Флокси считает, что такой тренажёр понравится молодым сотрудникам компании: представителям так называемых поколений Z (зет) и А (альфа) близок язык виртуального обучения.

Предпочтения современной молодёжи, которой интересно воспринимать новую информацию играючи, предлагают учитывать и в холдинге «НовАТранс». Компания разработала интерактивные игры, помогающие изучать сложные производственные процессы. Например, «Грузовой двор» позволяет понять его устройство и функционал задействованного персонала.

«НовАТранс» на видеоконференции презентовал 3D-атласы – программное обеспечение, отслеживающее функционирование различных устройств. Оно будет как служить элементом обучения, так и помогать при осмотре или ремонте техники.

Об использовании виртуальной реальности в обучении студентов рассказал заведующий кафедрой «Мехатроника и автоматизация управления на транспорте» Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) Александр Авсиевич. По его словам, с помощью ноу-хау обучающиеся лучше запоминают последовательность действий, а потом воспроизводят её на практике. Сейчас в СамГУПС ведётся разработка 3D-тренажёра для обучения проводников поезда грамотному общению с пассажирами, правильному реагированию на нештатные ситуации.

На видеоконференции заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян отметил самые интересные проекты – в том числе виртуальные, – уже внедряемые на сети и предлагаемые разработчиками. Стороны договорились о совместной работе над адаптированными для РЖД вариантами проектов.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».



Юлия Шишкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30