25 октября 2021 09:49

25 октября 2021 09:49

Воспоминания

пятница_3_фото спикера к центральному тексту.jpg
Борис Лапидус, председатель Объединённого ученого совета ОАО «РЖД», доктор экономических наук, профессор, с 2003-го по 2010 год – старший вице-президент ОАО «РЖД»

С самого рождения моя жизнь связана с Приволжской железной дорогой. Родился в железнодорожном роддоме, учился в железнодорожной школе, после восьмого класса поступил в Саратовский механический техникум на специальность «Тепловозное хозяйство». В июле 1965 года начал работать слесарем и помощником машиниста тепловоза в саратовском локомотивном депо.

Приволжская дорога для меня это всё: любимый город, прекрасное детство, интереснейшая профессия, замечательные преподаватели в техникуме, опытные наставники-машинисты, с которыми более четырёх лет работал помощником на тепловозах и электропоездах, мудрые руководители депо, локомотивной службы, отделения дороги, начальники дороги – Гордеев, Писарев, Чеботарев, Циттель, главные инженеры и заместители начальника дороги – Кирилюк, Бондаренко, Иванник.

Особенно я благодарен Валентину Ивановичу Попову и начальнику дороги Геннадию Яковлевичу Писареву. Они разглядели во мне потенциал, круто изменили мою специализацию на экономиста и открыли путь к деятельности по совершенствованию и развитию родной отрасли.

В конце 1970-х годов процент неисправных локомотивов в ведущих депо в два раза превышал нормативный уровень. Под руководством заместителя начальника дороги Иванника, начальника службы Бондаренко, главного инженера Скрыпника, инженерного состава службы на базе локомотивных депо Аткарск и Сарепта, а также при активной работе руководителей депо Никитина, Титкова, Сабины и многих других локомотивщиков была реализована программа повышения надёжности критически важных узлов и деталей тепловозов. Через год показатели на дороге были приведены к норме. По нашим предложениям скорректировали периодичность плановых ремонтов тепловозов на сети дорог. А депо Аткарск на несколько лет стало площадкой для проведения сетевых школ для специалистов и руководителей локомотивного хозяйства всех 32 железных дорог Советского Союза.

В период перестройки и перехода к рыночным отношениям дороги перевели на полный хозрасчёт без достаточной экономической базы. Надо было искать возможности платить зарплату более чем 60 тысячам человек, приобретать топливо, запчасти для локомотивов и вагонов, рельсы и материалы. Требовалось обучить коллективы рационально расходовать деньги, искать способы получать доходы от подсобной деятельности. Мы первые на сети дорог ввели в качестве эксперимента межцеховые расчётные книжки и расчёты между цехами предприятий дороги.

Мы разрабатывали и предложения сетевого масштаба. Я подготовил организационную модель эксперимента по экономическому объединению Приволжской, Юго-Восточной, Куйбышевской и Северо-Кавказской железных дорог в Южно-Рос­сийскую ассоциацию железных дорог. Все начальники дорог поддержали предложение. Узнав об этой инициативе, начальник Южно-Уральской дороги Воробьёв попросил включить его магистраль в проект. По расчётам, после юридического подтверждения наша ассоциация могла бы оставлять более 75% формируемых доходов и быть менее зависимой от перераспределения доходов между дорогами со стороны МПС.

В начале 1990-х мы заявляли о недопустимости приватизации железных дорог как отдельных субъектов рынка. На ней настаивали зарубежные эксперты, консультировавшие наше Правительство, бизнес-сообщество. Руководителям МПС было очевидно, что железнодорожный транспорт может эффективно функционировать только как единая инфраструктурная система под единым управлением перевозочного процесса. Эта тема была в центре внимания на заседании расширенной коллегии МПС в декабре 1993 года, куда меня пригласили выступить от лица экономического сообщества железных дорог. На следующий день после выступления я вернулся в Саратов и с поезда поехал на работу в Управление дороги. Через час меня по прямому телефону вызвал министр. Геннадий Матвеевич Фадеев был краток: «Ты вчера на коллегии говорил правильные вещи, я предлагаю тебе переехать в Москву и возглавить Главное управление экономики МПС. С начальником дороги я согласовал...». Так я стал полномочным представителем Приволжской железной дороги в Министерстве путей сообщения.

Впереди было много крупных задач. Переход к рыночным отношениям потребовал моего участия в разработке новой тарифной политики, создании системы фирменного транспортного обслуживания, инвестиционной стратегии и программы реформирования, ОАО «РЖД» и стратегии его развития на перспективу до 2030 года и многих других важнейших для отрасли решений и документов.

Моя работа в течение 10 лет членом коллегии Министерства и 11 лет членом Правления ОАО «РЖД» стала возможной только благодаря огромной школе, пройденной на Приволжской железной дороге, моим старшим товарищам и коллегам по работе в депо, службе, отделении и управлении дороги. Добрые воспоминания, благодарность и низкий поклон вам всем – приволжанам. Я горжусь принадлежностью к нашему славному коллективу. С праздником вас!

Приволжская дорога и в свои 150 молода, энергична, всегда на пути развития и совершенствования. Так держать!

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru


Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31