20 октября 2021 19:45

20 октября 2021 19:45

фото: АТРЗ

Ремонт с историей

В июле текущего года Приволжская железная дорога отмечает юбилей – 150 лет. Для Астраханского тепловозоремонтного завода этот месяц также ознаменован особым событием – 68-летием со дня образования предприятия.

Больше полувека в пути

В 1946 году был издан приказ Министерства путей сообщения СССР о строительстве завода по капитальному и среднему ремонту тепловозов в Астрахани. Для этих целей в 1948 году выделили земельный участок площадью 43 гектара на окраине Советского района.

После четырёх лет строительства в сложных послевоенных условиях 4 июля 1953 года АТРЗ был введён в частичную эксплуатацию. В первую очередь построили ремонтно-сборочный корпус, литейный и кузнечный цеха, парокотельную, чтобы как можно быстрее начать ремонт тепловозов. В этот период на заводе работало всего 268 человек. Впоследствии численность персонала Астраханского ТРЗ увеличилась до 3 000 человек. На предприятие приезжали специалисты со всей страны, в том числе выпускники профильных учебных заведений по распределению.

В октябре 1953 года на заводе приступили к ремонту первого тепловоза ТЭ1-20-105. Из ворот АТРЗ он вышел весной 1954-го. Несмотря на тяжёлые условия и недостаточную оснащённость производства, качество проведённого ремонта не вызывало нареканий. Это позволило тепловозу безукоризненно отработать в течение последующих 12 лет. К 30-летию предприятия ТЭ1 был передан заводу в дар и установлен на постаменте рядом с заводской проходной. Тепловоз до сих пор является визитной карточкой АТРЗ и данью памяти трудовым свершениям старшего поколения заводчан.

Проектной мощности завод достиг к 1958 году, а к 1960-му выпустил из своих стен первую тысячу отремонтированных локомотивов.

В конце 50-х на базе Астраханского ТРЗ открылся филиал вечернего факультета Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (сегодня – РГУПС). Заводские рабочие, мастера и техники могли без отрыва от производства получить профильное высшее образование. За годы существования филиала обучение в нём прошли сотни работников Приволжской железной дороги.

– АТРЗ обслуживал маневровый парк локомотивов практически всех республик Советского Союза и многих других государств. Монголия, Румыния, Чехословакия – далеко не полный перечень стран, пользовавшихся услугами астраханского завода с конца 60-х, – рассказал и. о. директора предприятия Николай Крепостнов. – Многие связи поддерживаются до сих пор. Это позволяет предприятию и сегодня выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с партнёрами из ближнего и дальнего зарубежья.

Спустя десятилетия завод ос­таётся крупным промышленным предприятием региона, позволяющим своему коллективу достойно жить и работать, а городу – получать налоговые отчисления, стабильную занятость населения и посильную помощь. Сквер ветеранов Советского района, композиция «Журавли» на улице Победы, отреставрированный паровоз серии Эр в парке железнодорожников, крепления для Кирикилинского моста – всё это выполнено умелыми руками заводчан для благоустройства Астрахани.

Кадры решают всё

Трудовые династии – гордость предприятия. Их насчитывается более 15. Одна из старейших – династия Бибиковых – Носковых. Суммарный трудовой стаж этой семьи практически в три раза превышает «возраст» самого завода и составляет более 187 лет. Её основательница Елена Бибикова стояла у истоков становления предприятия. Бывшая труженица тыла устроилась на АТРЗ в 1953-м и 34 года работала в ремонтно-механическом цехе. Дело Бибиковой продолжили её дети, внуки и правнуки.

В 1956 году на АТРЗ пришла её дочь, Людмила Носкова (Бибикова), отдавшая заводу 48 лет жизни. Она начинала разнорабочей в транспортном цехе, а закончила трудовую деятельность в должности специалиста по воинскому учёту заводоуправления.

Муж Любови Алексеевны Геннадий Носков посвятил заводу 46 лет. Он был сварщиком в электромашинном цехе. Их сын Сергей Носков в этом году отметил 47-летие трудовой деятельности на АТРЗ. А его дочь Мария – представитель четвёртого поколения Носковых – трудится в электромашинном цехе.

Шаг в будущее

– Наш завод ведёт активную профориентационную работу. Нас посещают с экскурсиями школьники и студенты, мы проводим «живые уроки» и мастер-классы в ссузах и вузах, участвуем в различных образовательных акциях и проектах. Тем самым расширяем кругозор представителей молодого поколения, вовлекаем их в удивительный мир заводских профессий, способствуем формированию профессионального ориентира, – говорит директор по персоналу Максим Сафронов.

В апреле коллектив встречал гостей в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов». За этот период завод посетили около 150 детей и взрослых из восьми различных учебных заведений и специализированных организаций по воспитанию детей и подростков.

Также АТРЗ выступает инициатором и участником экспертных советов по вопросам подготовки квалифицированных кадров для промышленных предприятий Астраханской области под председательством глав региональных министерств.

Перспективы производства

В июне 2021 года во время посещения подразделений АТРЗ заместитель генерального директора ООО «ЛокоТех» по произ­водственно-техническому обеспечению и техническому развитию Денис Чернявский отметил, что завод является одной из стратегических площадок компании, единственным её предприятием, полностью нацеленным на ремонт маневрового парка локомотивов. В связи с большой потребностью в ремонте такого вида тепловозов предприятие будет обеспечено заказами минимум до 2030 года.

– Поездка на Астраханский ТРЗ позволила объективно оценить возможности предприятия. У завода хорошие кратко­срочные и долгосрочные перспективы, позволяющие и нарастить производство, и развить уже существующие направления. В рамках развития основного производства планируется установка на предприятии покрасочной камеры для осуществления полного цикла ремонтных работ, исключения делегирования этой функции внешним исполнителям, – прокомментировал Денис Чернявский.

В настоящее время Астраханский ТРЗ загружен на 100%. Однако потребность в ремонте значительно выше, а это значит, что задача перезагрузки предприятия и его выхода на новую ступень развития должен быть решена в самом скором времени. И руководители завода, и руководители компании «ЛокоТех» отмечают, что при должных вложениях и управлении процессами в ближайшие годы у АТРЗ есть все шансы выйти на лидирующие позиции среди предприятий, осуществляющих ремонт маневрового парка железнодорожной техники.
Наталья Харина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31