20 октября 2021 19:57

20 октября 2021 19:57

фото: Личный архив

Станция представлена в деталях

Железнодорожники из Урюпинска приняли участие в организации в местном музее выставки, посвящённой магистрали

В Урюпинском художествен­но-краеведческом музее организовали выставку, посвящённую 150-летию местной железнодорожной линии. Проект получился народным – железнодорожники принесли десятки вещей из личных коллекций.
Сотрудники музея готовили экспозицию около года – изучали сайты исторической тематики, научные издания, материалы архивов и фондов. Перегон Алексиково – Урюпино длиной 36 км строился как «Урюпинская ветвь» частной Грязе-Царицын­ской линии и был одной из первых в России малых тупиковых дорог. Выставка отражает все периоды истории «Урюпинской ветви» – с открытия в декабре 1871 года до наших дней.

За все 53 года существования музея это первая столь полная экспозиция, посвящённая железной дороге. В ней около сотни экспонатов – предметы быта, форменная одежда, инструменты, награды, документы, фотографии. Большую часть принесли действующие и бывшие железнодорожники.

– Сотрудники музея бросили клич, что нужны раритеты. Разместили объявления в социальных сетях, искали контакты бывших работников магистрали. Городок у нас небольшой, около 40 тыс. населения, многие друг друга знают. Поэтому весть распространилась быстро, – поясняет заведующая отделом этнографии музея Наталья Арбузова.

В результате экспонатов набралось на восемь больших и пять малых витрин. Они посвящены пассажирским и грузовым перевозкам, отраслевым профессиям и их атрибутике, вокзальному общепиту, работе железнодорожной кассы и многому другому. Самый старый экспонат – кусок рельса с английскими буквами. Его нашёл и принёс Виктор Гуркин – бывший начальник станции, работавший на этом посту с 1997-го по 2020 год. Историки предполагают, что первые рельсы, уложенные в Урюпинске, были сделаны в Европе. Виктор Юрьевич также передал музею лампу 60-х годов, которая много лет освещала его рабочее место, и дежурный переносной фонарь, изготовленный в 1943 году.

Посетители выставки увидят железнодорожные костыли и стрелочные накладки, массивные часы из кабинета дежурного по станции, лейку-маслёнку для смазывания деталей паровоза. Также выставлены комплекты одежды образца 1994-го и 2010 годов – форма машиниста тепловоза и кассира.

– В витрине представлена атрибутика ушедшей в прошлое профессии стрелочника – сигнальные жёлтый и красный флажки. Их принёс бывший стрелочник Виктор Сивогривов. Эта профессия перестала существовать на станции Урюпино в 1992 году: теперь стрелки переводятся автоматически, – говорит Наталья Арбузова.

Важные моменты истории Урюпинской станции можно отследить и по фотографиям. На снимке 1960 года изображён буфет на вынос, в котором работала Таисия Добровольская: на перроне столик с бутербродами, бутылками лимонада или пива. Судя по представленному меню, на станциях провинциальных городов продавали бутерброды с колбасой и сыром, варёные яйца, салаты, кефир и ряженку. Конечно, на выставке не обошли вниманием легендарные железнодорожные подстаканники.

Урюпинский краеведческий музей собрал трудовые книжки, грамоты, награды местных тружеников магистрали. Например, представлен знак «Почётный железнодорожник», принадлежащий бывшему монтёру сигнализации и связи Ивану Зубкову. Он трудился на магистрали с 1957-го по 1993 год.

Отдельная витрина посвящена руководителям станции Урюпино разных лет. С февраля 2020 года этот пост занимает Александр Ампилов. В подчинении у 25-летнего начальника десять сотрудников. Для выставки Ампилов предоставил немало вещей, связанных с историей станции: погоны старого образца, бланки для грузоперевозок, тормозной башмак. Сам начальник станции тоже угодил в историю.

– Музей попросил принести для выставки какую-нибудь личную вещь. Я передал авторучку, с которой началась моя трудовая железнодорожная биография. С этой ручкой я не расставался с Котельникова, куда меня направили после окончания Ростовского государственного университета путей сообщения. Теперь решил подарить её музею, – делится Александр Ампилов.

Часть выставки посвящена эшелонам, которые в годы Великой Отечественной войны перевозили новобранцев и беженцев. В Урюпинск также заезжали «летучки» – санитарные поезда, которые забирали раненых с фронта и доставляли в ближайшие прифронтовые города. Среди медицинских инструментов и материалов есть бинт 1943 года.

Билет на выставку стоит 50 руб. Экспозицию смотрят горожане, приходят группы школьников. Детей интересуют крупногабаритные экспонаты, дорожные знаки, их значение. Но самые пристрастные и внимательные посетители – работники магистрали. Они рассматривают каждую фотографию, изучают каждую вещицу. И даже плачут: женщина, которая трудилась монтёром пути, вспомнила годы тяжёлой работы и не смогла сдержать слёз. Ведь для железнодорожников эта выставка – не коллекция отвлечённых предметов истории, это их жизнь.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».



Юлия Шишкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31