12 мая 2021 19:43

12 мая 2021 19:43

фото: Пресс-служба ПривЖД

Трендовые технологии

На Приволжской железной дороге обсудили перспективы цифровой трансформации общества

На Приволжской магистрали 15 апреля состоялся II онлайн-фестиваль совета молодёжи. Его тема – «Квантовые технологии и диджитализация как процесс цифровой трансформации общества».
В мероприятии участвовали свыше 130 человек: председатели и активисты советов молодёжи структурных подразделений, дирекций, члены Молодёжного управления 3.0, а также руководители магистрали, начальники служб и региональных дирекций. В числе почётных гостей были представители Российского квантового центра, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, АО «НИИАС», ИГ ComNews.

 – В этом году Приволжской магистрали исполняется 150 лет. За полуторавековой период на полигоне железной дороги реализованы десятки проектов, не обошлось без цифровизации и диджитализации процессов. Молодёжи в скором времени предстоит принять эстафету руководства. Без со­ответствующих знаний при принятии ответственных решений не обойтись. Желаю плодотворной работы на фестивале, – напутствовал начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

Официальная часть мероприятия посвящалась обсуждению трендов: квантовых технологий, беспилотного управления поездами, превращения идей в бизнес-результат.

 – Мы стоим на пороге очередного витка технологической эволюции. Индустрия 4.0 активно развивается благодаря интернету вещей и искусст­венному интеллекту, – отметил научный руководитель группы «Квантовые информационные технологии» Алексей Фёдоров.

Суть этой индустрии – в умении надёжно хранить, обрабатывать, анализировать информацию и на её основе принимать эффективные решения. Но сейчас для этого используются только 2% данных. По мнению спикера, дело в морально устаревшем оборудовании. Необходимы новые – квантовые – технологии. Они позволяют решать задачи, не разрешимые классическим методом. Обеспечивают доступ к огромному объёму информации, способны передавать её со скоростью, в разы превышающей скорость привычных нам гаджетов, при этом гарантируя её конфиденциальность.

Квантовые компьютеры будут незаменимы в сфере логистики, финансов, фармакологии. Значимая роль отводится и квантовым сенсорам. Они с предельной точностью измеряют параметры окружающей среды: электромагнитных полей, температуры и ряда других. Приволжане обсудили возможность гибридизации квантовых технологий с классическими, обеспечение безопасности данных в новых информационных системах.

Далее речь зашла о превращении идеи в инновацию и бизнес-результат. Для этого, по мнению доцента кафедры медицинской физики СГУ им. Н.Г. Чернышевского Андрея Рытика, нужно умение анализировать происходящее. В подтверждение он привёл проект по определению психоэмоционального состояния человека с помощью видеосистемы, презентованной на Селигере в 2019 году.

Технология также позволяет контролировать правильную осанку при работе за компьютером, а значит, предотвращать развитие близорукости. Решение заключается в автоматическом «рассеивании» изображения на экране при приближении к нему. Согласно проведённым исследованиям, пользователь за 20 дней вырабатывает привычку сидеть не сутулясь.

Видеосистема заинтересовала железнодорожников. Её можно применять в учебных аудиториях филиала СамГУПСа в Саратове, а также в кабине локомотива, в частности, для определения психоэмоционального состояния машиниста.  

В перспективе на смену ручному управлению поездами придут беспилотные технологии. Этим направлением занимаются многие компании. Заместитель генерального директора АО «НИИАС», технический руководитель разработки беспилотных поездов ОАО «РЖД» Павел Попов ознакомил участников мероприятия с опытом коллег из Австралии, Германии, Италии, Китая, Бельгии, Израиля. Подробно остановился на отечественных разработках. Сегодня проходят испытания беспилотного управления двумя «Ласточками», ведётся работа по созданию полностью автономного состава. При этом поставлены задачи: поезд должен уметь обнаруживать путь (как на базе технического зрения, так и на базе электронных карт), препятствия на расстоянии, достаточном для торможения. Все его автоматические системы должны быть высоконадёжны.

Следующий шаг – определение минимального набора сенсоров, способных эффективно работать независимо от погодных условий. Поскольку проводить испытания с учётом ряда препятствий (сели, оползни) затруднительно, железнодорожники решили разработать симулятор, способный моделировать реальные ситуации и угрозы.  

Приволжане обсудили сложности реализации проектов, направленных на внедрение беспилотного управления. Если технические и финансовые барьеры, по мнению Попова, преодолимы, то законодательные пока под вопросом. Необходимо наличие утверждённых стандартов, разработанных на основе детальных анализов.

Вопросы также коснулись оптимизации трудовых ресурсов при переходе на беспилотное управление. Со временем заказ на обучение машинистов будет снижаться, а на машинистов-операторов – возрастать.

Разговор о проектах, связанных с цифровизацией, продолжил генеральный директор – главный редактор издательской группы  ComNews Леонид Коник. Он предложил совершить экскурс в историю цифровой трансформации, обсудить этапы её развития, основные тренды. В числе последних – превращение данных в цифровой актив компаний, дополнительные возможности на рынке IT, замещение рутинных процессов и специалистов роботами и инфоботами.

– С 2015 года цифровая трансформация оказалась в фокусе внимания крупных корпораций. Но  рассматривать её как отдельный бизнес  ошибочно. Правильнее – как инструмент для решения задач, – уверен спикер.  

Пандемия коронавируса показала значимость цифровых технологий в бизнесе и госуправлении. Без облачных технологий, технологий виртуализации и платформ для коллаборативной работы компании вряд ли бы достойно пережили режим вынужденной самоизоляции. Многие из них создали программы роботизации процессов, перехода к малолюдным и безлюдным производствам. Был дан толчок к развитию многостороннего партнёрства как внутри одной отрасли, так и со смежными, а также с операторами и разработчиками цифровых продуктов. 

В завершение своего выступ­ления Коник ответил на вопросы, касающиеся в том числе цифровой грамотности, перехода с импортного программного обеспечения на отечественное. 

В конце официальной части фестиваля состоялось чествование сотрудников Приволжской магистрали, которые проявили себя в реализации молодёжной политики. Благодарственными письмами начальника железной дороги и премиями отмечены 23 приволжанина.

Мероприятие завершилось интеллектуальной игрой на тему «2021-й – Год науки и технологий». Участникам предстояло ответить на 25 вопросов, касающихся авторства ряда изобретений, дат их внедрения в эксплуатацию.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30