17 мая 2021 04:25

17 мая 2021 04:25

фото: Глеб Хрусталёв

Гарант развития

Главному инженеру Приволжской железной дороги Александру Смородину 20 марта исполняется 60 лет

За минувшие 17 лет, на протяжении которых Александр Смородин трудится в должности главного инженера Приволжской магистрали, реализовано множество инвестиционных проектов, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры.
Александр Смородин родился в деревне Ушаково Любытинского района Новгородской области. Героя очерка с детства отличала тяга к знаниям.

– Когда мне было лет пять, я начал ходить в расположенную в соседней деревне Михеево начальную школу вместе со старшим братом. Хоть в списке учеников официально не числился, мало-помалу освоил там грамоту. Так что когда после переезда с семьёй в посёлок Неболчи того же Любытинского района пошёл в первый класс, уже умел и читать, и считать, и писать, – рассказывает Александр Николаевич.

Учёба давалась Смородину легко, и в его аттестате, подтверждающем окончание средней школы, – одни пятёрки. Перед целеустремлённым юношей было открыто множество путей. При этом работу на стальной магистрали он поначалу не рассматривал.

– Я очень хотел стать военным лётчиком. Однако выяснилось, что реализовать эту мечту из-за некоторых проблем со здоровьем не получится, – говорит главный инженер. – Тогда я решил прислушаться к совету старшего товарища и подал документы в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Перечень направлений подготовки был весьма внушителен. Абитуриент, постоянно стремящийся расширить кругозор, остановил выбор на том, в чём разбирался менее всего: на электроэнергетике.

Первую сессию Смородин сдал на две пятёрки и две четвёрки. Иному студенту такой результат был бы за счастье, но для честолюбивого молодого человека оказался серьёзным ударом. Будучи уверенным, что способен на большее, он ещё усерднее взялся за подготовку. При этом находил время для занятий в секциях самбо и плавания.

В ходе практики после третьего курса Александр Николаевич приобрёл опыт работы по специальности, прокладывая подо Ржевом высоковольтную линию электропередачи. А в 1983 году получил диплом инженера путей сообщения – электромеханика со средним баллом 4,75.

– После окончания вуза остаться в Ленинграде могли только коренные жители города. Мне предложили несколько мест работы. Я подошёл к висевшей на стене карте. Архангельск. В этих краях родился Ломоносов. Ижевск. Здесь играет хоккейный клуб «Ижсталь». Саратов... Ничего не знаю про Саратов. Так и определилась судьба, – улыбается железнодорожник.

Трудовой путь на Приволжской магистрали для новоиспечённого специалиста начался с должности электромеханика по ремонту тяговых подстанций Анисовка – Нефтяная – Кокурино Саратовского участка энергоснабжения.

– Мне очень повезло с наставниками. Юрий Петрович Суров, Виктор Абдулович Абучев, Василий Фёдорович Мизерков – у каждого из этих руководителей я очень многое почерпнул, – отзывается Александр Смородин.

В 1984-м проявившего себя с положительной стороны специалиста назначили начальником вышеназванных подстанций. А спустя ещё три года – главным инженером Саратовского участка электроснабжения.

– Едва я приступил к обязанностям, как началась электрификация участка Ртищево – Саратов. Подготовка документации, разработка техзаданий – работы было невпроворот. Но я справился, – говорит железнодорожник.

Следующей ступенью в карьере стала должность начальника Саратовской дистанции электроснабжения. Её Александр Николаевич занимал с 1993-го по 1997 год. В этот период проводилась электрификация участка Сенная – Саратов. Далее его перевели на позицию начальника дорожной службы электрификации и электроснабжения. В этом статусе Смородин организовывал и обеспечивал электрификацию участка Саратов – Волгоград – Котельниково. А в 2003 году назначили главным инженером Приволжской магистрали. Задач предстояло решить много. Среди ключевых – массовое строительство вторых путей и реконструкция станций направлений Сызрань – Волгоград – Котельниково и Волгоград – Астрахань.

– На первых порах приходилось непросто, ведь зона ответственности расширилась в разы. Как только выдавалась свободная минута, брал с книжной полки справочник и погружался в чтение. Старался вникнуть во все тонкости. Не упускал возможности выехать на место, чтобы своими глазами увидеть, как всё устроено в том или ином хозяйстве, – вспоминает Александр Николаевич о начале работы в должности главного инженера дороги.

Трудовой день Александра Смородина длится с семи утра и порой до глубокого вечера. Справиться со множеством различных задач помогает грамотно выстроенная система планирования.

– У меня есть чёткий план работы, расписанный на год вперёд, и я строго ему следую. Конечно, при необходимости в него вносятся корректировки, но все они – точечного характера, – поясняет главный инженер. – Процессный подход – наиболее действенный метод организации труда. И мы вместе с коллегами широко его применяем.

Профессиональные заслуги Александра Смородина не раз были отмечены на высоком уровне. Он, в частности, удостоен знака «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет», знака «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД», звания «Почётный работник Приволжской железной дороги», благодарности министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Но главная награда, по словам Александра Николаевича, – видеть, как преображается Приволжская магистраль. Множество событий произошло только за минувший год. В рамках комплексной реконструкции участков им. Максима Горького – Котельниково и Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская сданы в эксплуатацию вторые пути на участках им. Максима Горького – Горнополянский, Абганерово – Тингута и Тингута – Канальная. Возведены новые железнодорожные мосты через реки Дон и Ахтуба. В ходе реконструкции станции Гумрак открылось движение по новому железнодорожному тоннелю, а также построен пешеходный мост.

В целях развития пассажирской инфраструктуры на станции Саратов-1 завершилась реконструкция высокой платформы, вокзал Астрахани был адаптирован для маломобильных посетителей, а на волгоградском вокзале открыли обновлённый бизнес-зал.

Ряд масштабных проектов, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры реализован, но многое ещё только предстоит сделать.

– В числе наиболее актуальных задач на обозримую перспективу – строительство в Саратове нового моста через Волгу. Ныне действующее сооружение загружено практически на 100%, к тому же его дефектность с каждым годом только нарастает. Другая цель – спрямление перегона Тарханы – Сухой Карабулак. Сегодня мы вынуждены использовать здесь локомотивы-толкачи, что негативно сказывается на пропускной способности. Если сосредоточить все усилия на ликвидации этих «узких» мест, то проблемы будут успешно решены, – убеждён главный инженер.

Тем, кто только начинает трудовой путь на железной дороге и хочет достичь профессиональных высот, Александр Смородин даёт простой совет:

– Не бойтесь ставить перед собой амбициозные цели. Всегда стремитесь к наилучшему результату. Работайте с полной самоотдачей. И тогда успех обязательно к вам придёт.
Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31