15 мая 2021 21:16

15 мая 2021 21:16

фото: Денис Селивёров

Непрерывный контроль

В Волгоградском регионе Приволжской магистрали ввели в действие новые цифровые сигнализаторы

На станции Гурово электромеханики Петроввальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки включили современные цифровые сигнализаторы заземления электрических линий автоблокировки.
Сейчас для включения чётных или нечётных светофоров на однопутных перегонах Гурово – Себряково и Гурово – Раковка применяется четырёхпроводная электрическая схема автоматики. Увязка автоматики станций с автоматикой проходных светофоров осуществляется по двум парам жил подземных кабелей, уложенных по перегонам. По типовому проекту контроль сопротивления изоляции этих кабельных жил обеспечивают сигнализаторы заземления. Они установлены на постах электрической централизации в Себряково и Раковке.

– До модернизации в зависимости от направления движения сигнализаторами контролировались поочерёдно либо цепи смены направления Н-ОН, либо цепи контроля перегона К-ОК. В службе автоматики и телемеханики нам рекомендовали включить дополнительные сигнализаторы на станции Гурово для организации непрерывного двухстороннего контроля, ведь запущенное повреждение изоляции напрямую угрожает безопасности движения поездов, – рассказал старший электромеханик СЦБ Хамзали Нозимов.

Перед эсцебистами встал вопрос: какой тип прибора выбрать? В системах СЦБ сейчас эксплуатируются индивидуальные сигнализаторы разных модификаций. Проанализировав достоинства и недостатки существующих моделей, специалисты по автоматике и телемеханике остановились на цифровом сигнализаторе СЗИЦ-Д-Л.

– Дело в том, что сигнализатор типа СЗИ контролирует только критическое состояние изоляции, а нам важно заметить начальный процесс понижения сопротивления. Другой сигнализатор типа СЗИЦ иногда ложно срабатывает в результате включения дополнительного источника питания в линейные электрические цепи автоблокировки при изменении направления движения на перегоне. У сигнализатора СЗИЦ-Д-Л таких недостатков нет, – прокомментировал Хамзали Нозимов.

«Умный» сигнализатор СЗИЦ-Д-Л оценивает уровни сопротивления изоляции с помощью микропроцессора и цифрового индикатора, расположенного на его лицевой части. Показаниям от одного до девяти соответствуют разные значения сопротивления изоляции. Чем больше цифра на индикаторе, тем ниже изоляция. Схема сигнализатора исключает ложное срабатывание и сброс памяти о его срабатывании при переключении фидеров электропитания устройств СЦБ и запуске резервного дизель-генератора ДГА.

– Монтаж схем включения двух сигнализаторов на станции Гурово в кратчайшие сроки выполнил опытный электромеханик СЦБ первого класса Александр Гусаров, – отметил Хамзали Нозимов. – Один из них теперь контролирует сопротивление кабеля на перегоне Гурово – Себряково, второй – на перегоне Гурово – Раковка.

В дистанции Александр Гусаров известен своими рационализаторскими предложениями. В процессе монтажа новых сигнализаторов у него появилась идея по усовершенствованию типовой электрической схемы.

– Для периодической проверки работоспособности сигнализатора СЗИЦ-Д-Л необходимо отключать от него общее заземление и производить подключение «земли» к рабочей клемме. Если прибор исправен, он зафиксирует понижение сопротивления изоляции контролируемых цепей, – пояснил Александр.

По словам Гусарова, это не очень удобно, поскольку каждый раз нужно будет отпаивать провод с клеммы заземления, а к рабочей клемме вручную подключать специальный шунт, имитирующий «землю». Эсцебист внёс в электрическую схему изменения, при которых все эти коммутации будут легко выполняться при помощи дужек-замыкателей на панели ПК-2, установленной на этом же стативе.
Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28