14 мая 2021 16:45

14 мая 2021 16:45

Приволжская в фактах

Лимузины стальных магистралей

В начале XX века для поезда сообщением Саратов – Москва Рязанско-Уральская железная дорога закупила в США четыре шестиосных пульмановских вагона повышенной комфортности. Это были два спальных вагона, вагон-ресторан и вагон-салон. В первый рейс они отправились в 1902 году и эксплуатировались до 1914-го, после чего были переданы для нужд армии. Последний раз вагоны Пульмана посетили магистраль в сентябре 1918-го – они были включены в состав поезда, на котором в Саратов прибыл наркомвоенмор Лев Троцкий.

Бронепоезд спешит на помощь

Во второй половине августа 1918 года подразделения мятежного Чехословацкого корпуса при поддержке войск белогвардейцев выдвинулись из Самары в сторону города Пугачёва Саратовской губернии. Уже 20-го числа передовые части корпуса вступили на его территорию, завязались уличные бои. Одной из целей был захват вокзала, что позволило бы перерезать железнодорожную линию, соединявшую Саратовскую и Самарскую губернии. Для предотвращения этого в сторону Пугачёва были направлены части под командованием Василия Чапаева. Он обратился к железнодорожникам Рязанско-Уральской магистрали с просьбой организовать оперативную доставку войск поездами со станции Ершов и по возможности поддержать части бронепоездами.

В то время участок Ершов – Пугачёвск был полностью узкоколейным, поэтому перебросить бронепоезда не представлялось возможным. Работники паровозного депо и вагонных мастерских Ершова решили соорудить из подручных материалов блиндированный состав из одного паровоза и двух грузовых полувагонов. Каркас вагонов обшили деревом, а пространство между обшивкой и бортом засыпали песком. Аналогичным образом защитили и локомотив. Только вместо дерева использовали тонкие металлические листы, а вместо песка – цемент.

Полностью готовый состав выдвинулся к месту боёв в ночь на 21 августа и прибыл на станцию Пугачёвск в четыре часа утра. При поддержке частей под командованием Чапаева экипаж бронепоезда, преимущественно сформированный из тружеников магистрали, отбил у мятежников железнодорожный узел. После завершения боевых действий 25 августа 1918-го бронепоезд направили на станцию Новоперелюбская. В 1919 году состав разобрали, а локомотив из-за повреждений рамы списали и порезали на металлолом.

Город, которого нет

В конце 1920-х было принято решение о строительстве железнодорожной линии от Саратова до Миллеровки. Она должна была связать Юго-Восточную железную дорогу со средней Азией, а также соединить Саратов и Сталинград. Ветку планировалось проложить в том числе и по территории существовавшей в те времена республики немцев Поволжья.

Проект предполагал прокладывание дороги через город Вевельсбург, который располагался на территории современного Красноармейского района. Ещё задолго до создания насыпи горожане приступили к строительству здания станции – планировалось возвести двухэтажное здание в готическом стиле. В начале 1930-х работы свернули. Здание вокзала также не достроили. В годы Великой Отечественной войны этнических немцев депортировали из Поволжья.

По военному графику

С разгромом фашистской Германии и окончанием боевых действий в Европе СССР вступил в войну с Японией. Предстояло в кратчайшие сроки перебросить части Красной Армии на Дальневосточный фронт. Чтобы организовать пропуск составов, на Рязанско-Уральской дороге оперативно перестроили графики движения всех пассажирских поездов и вновь, как в 1941 году, временно отменили местное пассажирское сообщение.

Для предотвращения образования пробок на станциях Саратов-2 и Лесопильный воинские эшелоны пропускали по мостовому переходу через Волгу под тройной паровозной тягой с последующим расформированием на отдельные поезда на станции Анисовка. После этой станции для поездов предоставлялась свободная нитка графика вплоть до станции Уральск. Воинские эшелоны отправлялись в период с 10.00 до 23.00. Всё остальное время использовалось для перевозки грузов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28