10 апреля 2021 17:39

10 апреля 2021 17:39

Приволжская в фактах

Ошибка предотвратила аварию

В сентябре 1912 года составитель поездов станции Аткарск по ошибке прицепил к товарному поезду вагон-лабораторию хозяйства пути, и его работники провели внеплановую проверку участка от станции Кологривовка до станции Татищево. В результате отремонтированный месяцем ранее участок признали неудовлетворяющим требованиям товарного движения. На нём установили ограничение скорости – не выше 10 км/ч. Железнодорожникам пришлось повторно произвести ремонт более 5 км пути. Эти работы позволили уберечь дорогу от аварии, поскольку в ходе замены верхнего строения пути были выявлены многочисленные выплески пути, образовавшиеся из-за прошедших дождей.

Трёхрельсовая система

В 1935 году по введённому в строй железнодорожному мосту через Волгу рядом с Саратовом было открыто сквозное движение. К тому моменту большая часть линий Заволжья была перешита на стандартную широкую колею, но на отдельных участках сохранялась трёхрельсовая система: по одной линии могли ходить поезда как широкой, так и узкой колеи. Дольше всего совмещённые участки продержались на линии Урбах – Красный Кут, а также вблизи станции Уральск.

Для обеспечения движения по узкой колее использовались дореволюционные паровозы немецкого производства и вагоны, выпущенные в Коломне. Ближе к 1940 году все трёхрельсовые участки были переведены на широкую колею, а подвижной состав списан.

Кино на выезде

В 1936 году в вагонных мастерских Саратова был создан вагон-кинотеатр. Он предназначался для ведения просветительской работы и организации досуга железнодорожников и жителей отдалённых станций и полустанков в границах Саратовского отделения Рязанско-Уральской железной дороги. В 1937-м передвижной кинотеатр отправился в первый рейс и посетил станции Ершов, Озинки, Красный Кут, Петровск. В репертуар входили не только пропагандистские материалы и кинохроники, рассказывающие об успехах первых пятилеток, но и такие картины, как «Путёвка в жизнь», «Чапаев», «Пётр Первый» и другие.

В мае 1941 года вагон доставили в Аткарск и установили на тупиковых путях недалеко от железнодорожного вокзала. Его должны были посетить отличники школ и училищ города, однако начавшаяся война отменила эти планы. В дальнейшем вагон включили в состав агитационного поезда и передали на Октябрьскую магистраль. В результате одного из авиационных налётов противника он был унич­тожен.

Соль возили «овечки»

Приволжская железная дорога стала одной из последних магистралей, где можно было встретить паровоз серии Ов (нередко именуемый на жаргоне машинистов «овечка»). Последние локомотивы этого типа работали на подъездных путях, ведущих к озеру Верхний Баскунчак. Из-за агрессивной кислотной среды металл здесь особенно быстро поддаётся коррозии, поэтому вплоть до середины 1950-х сюда направляли паровозы, которые планировали в течение 1–2 лет исключить из парка. Однако «овечки», несмотря на солидный возраст к моменту отправки на солончаки, успешно курсировали по участку вплоть до середины 1960-х. Впоследствии машины были списаны, но не из-за коррозии, а из-за высокого морального износа.

На стыке двух стихий

В мире не так много мест, где на железнодорожных переездах самолёты уступают дорогу поездам. Одно из таких существовало на полигоне Приволжской магистрали – в Саратове на улице Томской, на перегоне между остановочными пунктами Зуборезный и Лесопильный. Через него готовые самолёты Саратовского авиационного завода доставлялись с помощью автотранспорта на заводской аэродром. В связи с тем, что конструкция хвостового оперения самолётов серий Як-40 и Як-42 выше контактной сети (6,5 метра против 6,25), контактный провод поднимался с помощью специального механизма. Сейчас он демонтирован, однако на опорах до сих пор закреплены элементы подвески контактного провода.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28