08 марта 2021 03:55

08 марта 2021 03:55

фото: РЦДМ

Новая «ЭРА»

На Приволжской магистрали начал применяться инновационный диагностический комплекс

На минувшей неделе по маршруту Саратов – Волгоград отправился в первый рейс инновационный диагностический комплекс инфраструктуры «ЭРА+». Он поставлен в Саратовский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в рамках инвестиционной программы обновления путевой техники. Комплекс будет обслуживать полигонный маршрут Рязань – Рузаевка – Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково – Сальск – Краснодар – Новороссийск.
«ЭРА+» – передовая разработка в сфере диагностики инфраструктуры. Сегодня на сети эксплуатируется шесть ДКИ этого типа. Его предшественник – «ЭРА». Их главное различие в количестве фиксируемых параметров. У нового комплекса оно существенно больше: 200 против 120. Это исключает необходимость применения узкоспециализированных вагонов-лабораторий. ДКИ сочетает в себе возможности вагона-лаборатории контактной сети, вагона-дефектоскопа и ряда других. «ЭРА+» также позволяет автоматизировать ряд операций по диагностике инфраструктуры, которые ранее производились вручную.

– Сегодня это одно из самых оснащённых и современных средств диагностики. Один выезд на маршрут ДКИ «Эра+» позволяет получить исчерпывающие данные о состоянии инфраструктуры, – пояснил первый заместитель начальника Саратовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Антон Николаев.

Комплекс «ЭРА+» состоит из двух вагонов: жилой вагон сопровождения и непосредственно сам диагностический комплекс. На последнем смонтированы два пантографа и оборудование.

Диагностика пути ведётся с помощью двух бесконтактных систем: оптической и вихретоковой. Первая фиксирует его состояние многочисленными датчиками и видеокамерами. Они закреплены на стенках вагона и в подвагонном пространстве. Вторая выявляет дефекты вихретоковым дефектоскопом. Он оценивает состояние магнитного поля рельсов, которое может меняться при неисправностях пути. Обе системы работают независимо друг от друга. Это не только обеспечивает высокую точность измерений, но и позволяет продолжать диагностику при отключении одного из элементов.

ДКИ автономен: до полутора недель обходится без подключения к сторонним источникам тока, а при особо экономном использовании мощностей оборудования – до двух. В каждом вагоне находится питающая бортовую сеть дизель-электрическая установка.

Диагностическое оборудование за один проезд снимает показания по четырём основным и четырём дополнительным параметрам геометрии рельсовой колеи. К основным относятся её уровень, положение рельсовых нитей в плане и про­филе (рихтовка и просадка) и ширина. К дополнительным – продольный профиль пути, длинные и короткие неровности пути в плане и профиле.

Кроме геометрических параметров, за счёт установленных в подвагонном пространстве инфракрасных датчиков можно определить температуру рельсовых нитей. Оборудование работает с одинаково высокой точностью как на малых скоростях – до 50 км/ч, так и на высоких – до 160 км/ч. Погрешность измерений в обоих случаях не превышает 1%.

Комплекс автоматически фиксирует и передаёт данные об объектах инфраструктуры, находящихся на расстоянии до 30 м от оси пути. Возможно построить их 3D-модель. Благодаря специальным камерам с инфракрасной подсветкой ДКИ одинаково хорошо функционирует как в дневное время, так и в условиях ограниченной видимости – в ночные часы, при выпадении осадков и тумане «ЭРА+» может осуществлять и мониторинг состояния контактной сети. Для этого на крыше вагона-лаборатории на изолирующих площадках установлены два пантографа. Они оборудованы датчиками, передающими информацию о состоянии натяжения контактной сети, напряжении, давлении пантографа на сеть, её температуре, износе токопроводящего провода. Кроме этого, комплекс автоматически считывает информацию о «зигзаге» контактного провода и его соответствии нормативным значениям. Эти показания фиксируются на ви­деокамеры в режиме реального времени.

Комплекс синхронизирует все измерения и автоматически привязывает их к местности с помощью позиционирования как в геодезической, так и в железнодорожной системе координат. Информация о выявленных на перегоне или станции несоответствиях или дефектах сразу передаётся балансодержателю с указанием места, где они обнаружены.

Помимо функциональной части, комплекс оборудован всем необходимым для проживания работников. В вагонах имеется мощная климатическая установка. Она в автоматическом режиме поддерживает заданные параметры температуры воздуха. Предусмотрены места для отдыха и приёма пищи. Вагон сопровождения оборудован спальными купе, в которых располагается экипаж из 8 человек, душем, са­нитарным узлом, а так­же собственной мини-прачечной. Как отмечают сотрудники, принимающие участие в опытной поездке, ДКИ «ЭРА+» оснащён по последнему слову техники, что обеспечивает высокий комфорт. Комплекс может эксплуатироваться в составе как пассажирского, так и грузового поезда.

– Диагностический комплекс инфраструктуры «ЭРА+» открывает новую страницу в истории диагностики устройств инфраструктуры на Приволжской магистрали. После завершения опытной поездки в составе с другими вагонами-лабо­раториями мы сможем в полной мере оценить его преимущества перед образцами диагностических вагонов, которые сейчас находятся в приписном парке центра, – отметил Антон Николаев.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31