07 марта 2021 09:17

07 марта 2021 09:17

фото: Любовь Каретникова

Мост в будущее

С открытием нового искусственного сооружения поезда через реку Дон пойдут в три раза быстрее

Впервые за последние 15 лет на Приволжской железной дороге введён в эксплуатацию внеклас­сный мостовой переход. Он расположен на 281-м км участка Лихая – Волгоград и позволит увеличить пропускную способность магистрали в направлении портов Азово-Черно­морского бассейна.
Торжественное открытие моста через реку Дон состоялось 16 декабря в формате видеоконференции. Старт движению по новому объекту дали генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. По новому однопутному искусственному сооружению просле­довал грузовой поезд под управлением машиниста эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький Игоря Худайбердыева.

– Мост отвечает всем современным стандартам и требованиям. Он позволяет применять сквозную бесшовную технологию на участке Аксарайская-2 – Лихая с возможностью вождения соединённых поездов весовой нормой 12 тыс. тонн в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Это в свою очередь будет способствовать увеличению пропускной способности, снижению себестоимости перевозок и повышению качественных показателей использования подвижного состава, – подчеркнул начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

Как сообщил на видеоконференции Сергей Анварович, проект ориентирован главным образом на обеспечение сбалансированного распределения поездов на особо напряжённых маршрутах следования с учётом перспективного развития пассажиро- и грузопотоков в южном направлении. Уже в следующем году через мост планируется перевезти более 20 млн тонн грузов и свыше 400 тыс. пассажиров.

– В Волгоградской области с открытием нового инфраструктурного объекта – железнодорожного мостового перехода через реку Дон сделан ещё один шаг к увеличению пропускной способности и повышению скорости движения поездов на стратегически важном для России направлении, – отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Первый мост на этом месте возвели в 1900 году. Спустя 18 лет во время Гражданской войны он был разрушен. Позднее переход через реку Дон восстановили. Во время Сталинградской битвы мост оказался в эпицентре боевых действий. Его неоднократно подрывали и отстраивали заново.

– Ныне существующий мост запущен в эксплуатацию в 1951-м. Долгие годы он являлся барьерным местом в направлении портов Азово-Черномор­ского бассейна и препятствовал увеличению поездопотока на участке Лихая – Волгоград. Поезда следовали по нему со скоростью не более 25 км/ч, а их вес не превышал 5 200 тонн, – рассказал заместитель начальника дистанции инженерных соору­жений по Волгоградскому региону Олег Дёмкин.

По прогнозам специалистов, к 2030 году на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна грузоперевозки железнодорожным транспортом увеличатся в 2–2,5 раза, а пассажирские перевозки – в 1,4–1,6 раза. Чтобы увеличить пропускную способность и обеспечить спрогнозированные объёмы перевозок, в конце 2011 года началось строительство нового моста. Его ось на­ходится в 50 м выше по течению от оси существующего.

Перед началом строительства проводились уникальные работы по разминированию территории. Были найдены боеприпасы времён Великой Отечественной войны и исторические артефакты: старые металлические пролётные строения, трофейные рельсы, элементы подъёмных механизмов начала ХХ века.

На правом и левом берегах Дона железнодорожную насыпь строители сооружали методом гидронамыва. Произведено берегоукрепление камнем и гибкими матами, заполняемыми бетоном. В русле реки установили 10 опор. Некоторые из них уходили на глубину до 20 м. На сооружение опор потребовалась 21 тыс. куб. м бетона. Он изготавливался на двух специально возведённых заводах. Строительство моста усложнялось резким падением уровня воды в реке.

Пролётные строения собирались на берегу реки. При покраске мостовых пролётов использовалась антикоррозийная краска. Она устойчива к резким перепадам температуры, характерным для Волгоградской области. Затем их транспортировали при помощи плавсистем для дальнейшего монтажа на опоры.

Общая длина сооружения составляет 791,5 м. Мост состоит из девяти пролётных строений: четыре по 77 м, два – по 33,6 м, остальные – 110, 132 и 154 м. Для обеспечения высокой скорости и надёжности перевозочного процесса уложен бесстыковой путь.

– Новый мост – сложнейшее инженерно-тех­ническое искусственное сооружение. Металлические пролётные строения – нетиповые, они разработаны по индивидуальному проекту. Железобетонные опоры моста выполнены в сборно-монолитном исполнении, а путь уложен на железобетонных плитах безбаластного мостового полотна. В конструкции – более 20 тыс. куб. м монолитного и сборного железобетона, смонтировано свыше 4 тыс. тонн металлоконструкций пролётных строений, отсыпано более 2 млн куб. м грунта железнодорожных насыпей, – сообщил генеральный директор АО «СТРОЙ-ТРЕСТ» ГК СК «МОСТ» Вячеслав Кокуровский.

Перед запуском моста в эксплуатацию 21 и 22 ок­тября строители провели испытания статической и динамической нагрузкой. Для этого использовали сцепку из двух локомотивов 2ТЭ25КМ общим весом 288 тонн. Статические испытания заключались в последовательном нагружении испытательной нагрузкой с остановками локомотива на 2–3 минуты на каждом пролётном строении. Динамические испытания производились с пропуском подвижного состава по мосту со скоростями 25 км/ч и 40 км/ч, по два заезда в каждую сторону.

После успешного завершения этого важного этапа строители получили разрешение на работы по замене инвентарных рельсов на плети и переключение движения на новый мост. Оно проходило со 2 по 3 декабря. Во время технологического окна железнодорожники совместно с представителями подрядных организаций произвели работы по переключению существующего пути на проектное положение с укладкой двух пар плетей по 800 м на однопутном перегоне Пост 278-й км – Ложки.

В эксплуатацию введена новая автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением оборудования АБТЦ-03. Как пояснил главный инженер дистанции СЦБ станции им. М. Горького Владислав Рубежанский, её установили вместо числовой кодовой. Новая автоблокировка отличается более высокой надёжностью и безопасностью в использовании.

Технические параметры железнодорожного пути, обеспечивающие безопасный пропуск поездов, железнодорожники проверили с помощью вагона-путеизмерителя. Обкатку новой автоблокировки произвели подвижными единицами в чётном и нечётном направлениях.

Одновременно со строительством моста улучшались условия труда работников ведомственной охраны, обслуживающих объект.

– Построена новая казарма, установлены современные системы видеонаблюдения и периметровой сигнализации, – сообщил руководитель филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Приволжской железной дороге Алексей Марахтанов.

Новый мост через реку Дон способен пропускать поезда весом до 12 тыс. тонн со скоростью до 90 км/ч. Инвестиции ОАО «РЖД» в его строительство составили 5,9 млрд руб.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31