26 января 2021 08:31

26 января 2021 08:31

фото: Личный архив

Чистые намерения

Приволжане инициировали создание рабочих групп по обеспечению экологической безопасности в регионах присутствия железной дороги

Расширенные онлайн-совещания по вопросам реализации мероприятий по охране окружающей среды с применением лучших природо­охранных практик состоялись 22, 23 и 27 октября. В них участвовали более 100 человек, в том числе представители инженерного корпуса магистрали, контрольно-надзорных органов, профильных региональных министерств и ведомств, общественных экологических организаций и особо охраняемых природных территорий Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей.

Природа под охраной

Участники совещаний выступили с сообщениями о принятых и планируемых мерах по обеспечению экологической безопасности.

– В своей деятельности мы руководствуемся Экологической стратегией ОАО «РЖД». Этот базовый документ разработан шесть лет назад и рассчитан до 2030 года. Он устанавливает целевые показатели по снижению негативного воздействия на окружающую среду, – рассказал начальник центра охраны окружающей среды Приволжской магистрали Андрей Кайнелайнен.

Так, в период до 2020 года при целевом показателе снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 19% к уровню 2015 года фактические значения по Волгоградскому, Астраханскому и Саратовскому регионам составили 40,5% (146 тонн), 37% (226 тонн), 40% (154 тонны) соответственно. Эффект получен в том числе за счёт оптимизации работы теплогенерирующего оборудования, внедрения децентрализованных систем отопления, установки высокоэффективных котлов и тепловых насосов, контроля за работой пылегазоочистного оборудования. Выбросы от передвижных источников уменьшены благодаря закупке нового и модернизации существующего подвижного состава.

Отмечена положительная динамика и в отношении снижения сбросов загрязнённых сточных вод с железнодорожных предприятий. Ключевую роль в этом сыграла реализация программы строительства и реконструкции очистных сооружений, на которую потрачено более 300 млн руб.

Наблюдается устойчивая динамика роста объёма отходов, вовлекаемых во вторичный оборот. Фактические показатели превысили 89% в Волгоградском и Астраханском регионах, 66% – в Саратовском.

Основную долю отходов – 95% от общей массы – составляют шпалы, металлолом, масла. Организована их централизованная передача на утилизацию. Кроме этого, во всех регионах проводятся мероприятия по раздельному сбору отходов бумаги, стекла, пластика. Масса извлекаемых полезных компонентов достигает 50 тонн в год.

Особое внимание уделяется ликвидации накопленного экологического ущерба. Составлен и ежегодно актуализируется реестр таких объектов. За отчётный период устранён ряд крупных объектов. В Волгоградском регионе – на станциях Арчеда, Петров Вал, в Астраханском – на станциях Верхний Баскунчак, Нижний Баскунчак, Ахтуба, Астрахань-2, в Саратовском – на станциях Новоперелюбская, Ершов, Аткарск. Очищено в общей сложности более 31 тыс. кв. м территории.

К 2025 году все объекты накопленного экологического ущерба должны быть ликвидированы. Для этого необходимо очистить ещё 21 тыс. кв. м территорий и утилизировать свыше 3 тыс. тонн нефте­загрязнённых отходов.

– Мы пытаемся выстроить взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам несанкционированных свалок производственных, строительных отходов, ТКО в полосе отвода магистрали. За последние три года суммарная площадь ликвидированных свалок превысила 3 гектара.

Вывезено более 35 тыс. куб. м отходов, которые не являются отходами магистрали, – констатировал Андрей Александрович.

За пять лет общий природоохранный бюджет компании по Приволжской железной дороге на текущие мероприятия превысил 400 млн руб. Раз­работаны перспективные инвестиционные программы. В частности, в программу по снижению негативного воздействия на окружающую среду включена реконструкция котельных на станциях Петров Вал, им. М. Горького, Верхний Баскунчак, Анисовка, Саратов-2, Сенная, Нефтяная. На эти цели будет выделено свыше 410 млн руб. К 2025 году также планируется провести строительство и модернизацию очистных сооружений на станциях Волгоград-1, Сенная, Ершов, Анисовка. Объём инвестиций – 300 млн руб. В рамках строительства западного обхода Саратовского узла преду­смотрен 1 млрд руб. на установку шумозащитных экранов и возведение очистных сооружений.

Проводится целевое обучение ответственных руководителей и специалистов. По программам экологической направленности прошли подготовку 948 приволжан. В регионах присутствия магистрали контроль за обеспечением экологической без­опасности ведёт дорожная экологическая лаборатория, аккредитованная по 258 показателям, а так­же лицензированная на осуществление работ в области гидрометеорологии. В год проводится свыше пяти тысяч отборов проб различных сред.

Приволжане участвуют в экологических акциях, субботниках. Особое внимание уделяется озеленению территорий. С 2015 года в регионах присутствия дороги высажено свыше 150 тыс. саженцев.

– Мы готовы регулярно делиться информацией о своей деятельности, обсуждать проблемные вопросы, организовывать совместные мероприятия, в том числе по восстановлению популяций различных видов животных, растений, очистке родников. Мы заинтересованы в обратной связи и оценке нашей работы. Для этого предлагаем рассмотреть вопрос о создании рабочих групп, определить их участников, цели, задачи, полномочия и на регулярной основе проводить такие совещания, – выступил с инициативой Андрей Кайнелайнен.

Открыты к взаимодействию

Участники видеоконференций поддержали предложение железнодорожников. Они отметили важность сотрудничества в данном направлении. Проинформировали о реализуемых ими проектах.

Руководитель исполнительного комитета Общероссийского народного фронта в Волгоградском регионе Ирина Шарипова рассказала о деятельности ОНФ в рамках целевых программ. С привлечением волонтёров было проведено свыше 30 мероприятий. В том числе по очистке от мусора берегов Волги, территории Среднеахтубинского лесничества. В этом году стартовал проект «Экозабота», направленный на повышение экологи­ческой культуры и грамотности у подростков.

Специалист отдела природоохранных мероприятий природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» Ольга Вишневская отметила необходимость пополнения «зелёного фонда» в биосферном заповеднике.

– Наш парк – «зелёные лёгкие» Волгограда и Волжского. Общая площадь составляет 151 тыс. га. В заповеднике есть несколько зон: агрохозяйственная, рекреации, природоохранная, – сообщила спикер.

Посещаемость Волго-Ахтубинской поймы ежегодно растёт. В связи с этим развивается сеть организованных зелёных стоянок, экскурсионных маршрутов. Парк взаимодействует с волонтёрами, туристическими и экологическими организациями, местным населением. Готов и к сотрудничеству с железнодорожниками.

Работу по снижению негативного воздействия на окружающую среду ведёт комитет природных ресурсов Волгоградской области. Основные усилия в рамках нацпроектов направлены на строительство гидротехнических сооружений на Волге, очистку и реабилитацию водных объектов на территории региона, сбор мусора на берегах водоёмов, подъём затопленных судов.

Немало внимания охране окружающей среды уделяют прикаспийцы. Проводятся мероприятия по оздоровлению Волги, Ахтубы, сохранению лесов региона. Высаживаются саженцы, лесхозы обеспечиваются спецтехникой и оборудованием. Для сохранения биологического разнообразия и развития экотуризма в прошлом году создана заповедная зона на территории Володарского, Красноярского и Камызякского районов, обустроены два туристических маршрута на территории природных парков «Волго-Ахтубин­ское междуречье» и «Баскунчак». В планах – вос­становление популяции антилопы.

Большая работа по охране окружающей среды ведётся в «столичном» регионе дороги. Причём, по словам заместителя министра природных ресурсов и экологии Саратовской области Евгения Карасёва, по ряду вопросов уже налажено взаимодействие с железнодорожниками. Проводятся совместные рейды, проверки объектов на предмет экологической безопасности. Спикер отметил взаимную заинтересованность в сокращении негативного воздействия на окружающую среду на станции Сенная и в посёлке Сенной.

В перспективе, как пояснил начальник управления природопользования министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Владимир Гончаров, в рамках нацпроекта «Экология» возможно сотрудничество с Приволжской магистралью в решении вопросов по сохранению уникальных водных объектов, лесов региона, комплексного обращения с ТКО.

О готовности к совместной деятельности заявили представители национального парка «Хвалынский».

– Основные усилия направляем на развитие экотуризма, занимаемся популяризацией природоохранных и научных знаний. Есть заинтересованность в финансовой, волонтёрской помощи. В том числе в благоустройстве экотроп, объектов инфраструктуры, в шефстве над млекопитающими и птицами, обработке коллекций, сборе гербария, – поделилась специалист по связям с общественностью НП «Хвалынский» Татьяна Фролова.

Новые правила

Представитель службы межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской области Ольга Голик проинформировала об изменениях в экологическом законодательстве в 2020 году.

В частности, речь шла о постановлениях правительства РФ № 1657 от 12 октября о единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО, № 1393 от 11 сентября о применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, о разъяснении Росприроднадзора от 19 июня по вопросу перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

– Для нас важна открытость в работе как с органа-ми, контролирующими нашу деятельность, так и с общественностью и СМИ, – подчеркнул заместитель главного инженера Приволжской магистрали по Астраханскому региону Роман Ротберг.

Роман Евгеньевич акцентировал внимание на необходимости создания единой платформы, где можно было бы получать ответы экспертов и представителей надзорных и контролирующих органов на вопросы в сфере охраны окружающей среды. Кроме этого, спикер отметил, что к решению насущных экологических проблем нужно по аналогии с производственной сферой привлекать научные сообщества, институты. Центр инновационного развития ОАО «РЖД» будет рассматривать предложенные проекты, лучшие из них планируется финансировать.

– В ближайшее время нам предстоит детально проработать вопросы взаимодействия по обеспечению экологической безопасности в регионах присутствия Приволжской магистрали, – обозначил задачи Андрей Кайнелайнен, подводя итог мероприятия.

Участники были приглашены на сетевую школу по экологической проблематике. Она пройдёт в Астраханском регионе в августе 2021 года.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30