04 декабря 2020 07:35

04 декабря 2020 07:35

фото: Алексей Белых

Достойная замена

Работники Петроввальской дистанции пути реализовали проект, направленный на сокращение затрат на приобретение контррельсовых подкладок

На железнодорожных путях для предотвращения схода поездов с рельсов или при необходимости корректировки направления движения колёсной пары при прохождении стрелочного перевода устанавливают специальное устройство – контррельс, или охранный рельс, который является дополнительным к основному рельсу и находится внутри колеи. Его задача – удержать колесо при его отклонении от заданной траектории.
Контррельс должен быть надёжно закреплён. Один из основных элементов крепежа – подкладка. Это металлическая пластина прямоугольной формы, которая устанавливается между рельсом и шпалой. Она выполняет тройную функцию: способствует надёжному соединению рельса и шпалы, предотвращая их взаимное перемещение, помогает равномерно распределить давление веса подвижного состава на шпалу, обеспечивает при необходимости наклон рельса под заданным углом.

– На стрелочных переводах проектов 2768 и 2769 в узких контррельсах для крепления к рельсу используется контррельсовая подкладка КРП ЖД-65, – говорит начальник Петроввальской дистанции пути Сергей Пожидаев.

Её срок службы – от полугода до полутора лет в зависимости от грузонапряжённости.

– Отклонение контррельса от вертикального положения влечёт его неравномерный износ. Основание подкладок при эксплуатации стрелочного перевода часто ломается пополам около действующего рельса, – продолжает Сергей Викторович.

Для обеспечения безопасного пропуска поездов по стрелочным переводам необходима замена дефектных элементов.

Поскольку поступление заводских изделий на предприятие лимитировано, работникам приходится чинить вышедшие из строя детали своими силами. Под частым воздействием сварки при ремонтных работах они теряют прочность, становятся менее износостойкими.

Дорожный мастер линейного участка № 21 Алексей Солопов предложил изготовить контррельсовую подкладку из старогодных материалов с применением крестовинных подкладок категории лом ВСП.

– Я сравнил основания крестовинного башмака и крестовины. По ширине и высоте они оказались одинаковыми, – поясняет Алексей Алексеевич.

В предельно сжатые сроки он разработал технологию изготовления изделия. Реализовать её помогли электросварщик Фёдор Ващенко и специалист по обслуживанию средств малой механизации Сергей Голиков.

– У изломанной контррельсовой подкладки мы с помощью газопламенной сварки удаляем негодное основание. От крестовинной подкладки отрезаем часть основания по размеру основания контр­рельсовой подкладки, делаем отверстие для установки закладного болта. Затем шлифуем кромку и отверстие на заготовке. Электродуговой сваркой привариваем её к верхней части конттрельсовой подкладки. Элемент ВСП готов к эксплуатации, – комментирует автор идеи.

Технология изготовления довольна проста и занимает не более 1,5 часа. Пробный экземпляр установили на од­ном из стрелочных переводов ПЧ-16 в прошлом году. По техническим характеристикам изделие не уступало заводскому аналогу. За период тестовой эксплуатации зарекомендовало себя с положительной стороны. Было решено по мере необходимости изготавливать подкладки своими силами.

– Они делаются по шаблону, в качестве которого используем заводские изделия, – уточняет Алексей Солопов.

На участке его обслуживания находятся 62 стрелочных перевода, из них 43 проекта с контррельсами СП 850. На каждом установлены 14–18 подкладок. Часть из тех, что за истекший период вышли из строя, заменена на аналоги, сделанные в рабочем цехе Петроввальской дистанции пути.

Идея Алексея Солопова оформлена как проект бережливого производства «Изготовление контррельсовой подкладки из крестовинной подкладки с применением старогодных материалов». Ожидаемый экономический эффект от его внедрения превышает 2,2 млн руб. в год.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30