25 июля 2021 06:33

25 июля 2021 06:33

фото: Личный архив

Дважды радостный 45-й

Для ветерана эксплуатационного локомотивного депо Ершов Веры Губкиной День Победы – один из любимых праздников.
О том, как ликовали сослуживцы, узнав о капитуляции Германии, она вспоминает с улыбкой.

– Радостная весть застала нас на Западной Украине. Сообщение поступило от связистов в четыре утра. Я этот момент помню хорошо, поскольку находилась на суточном дежурстве. Сдержать эмоции было невозможно: одни плакали, другие смеялись, обнимались, – рассказывает героиня очерка. – Сколько лишений пришлось пережить в ожидании этого события! Впрочем, судьба и ранее многих из нас не баловала.

Вера Николаевна родилась в городе Кизыл-Арват Туркменской республики. Отец работал на вагоноремонтном заводе, мать была домохозяйкой, занималась воспитанием пятерых детей.

– В конце 1920-х мы переселились в Барнаул. Там жили родственники папы. Мне было всего четыре года, но в памяти сохранились воспоминания о длительном переезде, новом доме, непривычно суровом климате Сибири. Он сильно отличался от среднеазиатского, – говорит собеседница.

Глава семейства, Николай Васильевич, устроился на завод, специализирующийся на ремонте железнодорожной техники. Но вскоре заболел тифом.

Его не стало в начале 1930-х. Мать, Лидия Ивановна, вместе с ребятишками решила перебраться в Астраханскую область на станцию Ахтуба, где жили её родители.

После окончания средней школы Вера мечтала стать врачом. Однако её планам помешала война.

– Мы едва успели сдать экзамены за 9-й класс, как объявили всеобщую мобилизацию. Нам было по 15 лет. Для службы в действующей армии мы ещё не годились, но заменили на заводах и в полях тружеников, ушедших на фронт. Я устроилась нарядчицей в паровозное депо станции Ахтуба. Это в 180 км от Сталинграда. Но мы видели, как над городом полыхало зарево, слышались взрывы снарядов. В 1942 году там шли ожесточённые бои. Немцы бомбили крупные железнодорожные узлы: Ахтубу, Баскунчак. В школах были развёрнуты эвакогоспитали, куда везли раненых солдат, – делится воспоминаниями ветеран.

В феврале 1943-го после освобождения Сталинграда Управление Рязано-Уральской железной дороги организовало военно-эксплуатационное отделение № 22 (ВЭО 22), куда стали записываться добровольцы. В их числе была и Вера Николаевна.

– Я работала в бухгалтерии паровозной части – отвечала за начисление зарплаты паровозным бригадам и обеспечение работников питанием. Мы следовали за 1-м Украинским фронтом, – продолжает ветеран.

Главная задача служб ВЭО заключалась в восстановлении разрушенного железнодорожного хозяйства. Работать приходилось в тяжёлых условиях, так как в освобождённых населённых пунктах Западной Украины оставались немцы и бандеровцы. Они всячески старались вредить Советской Армии. Военные эшелоны, магистраль часто подвергались обстрелам.

– Многие сослуживцы погибли во время восстановительных работ. Но, несмотря ни на что, мы были дружным коллективом. Моим лучшим фронтовым другом был Николай Колодочка, инженер паровозного хозяйства. С ним мы прошли весь боевой путь от Ахтубы до границы с Польшей. В мае 1944-го расписались, – рассказывает собеседница.

Весть о победе Веру и Николая застала на станции Рава-Русская Львовской железной дороги. С этим местом у нашей героини связаны особенно тёплые воспоминания. Там в сентябре 1945 года в их семье родился первенец – дочь Люда.

– После окончания войны нам предлагали остаться жить на Украине. У мужа было высшее образование, а квалифицированные специалисты всегда востребованы. Но обстановка на Западе оставалась тревожной. Там случались диверсии. В феврале 1946 года мы вернулись в Россию, – отмечает героиня очерка.

Семья обосновалась в Поволжье. Николая Васильевича приняли на работу в Управление Рязано-Уральской железной дороги.

– Мы жили в коммунальной квартире. Когда родилась вторая дочь, комната стала совсем тесной. Мужу предложили перевестись в Саратовское отделение управления, которое находилось в Ершове. Мы согласились, – поясняет ветеран.

В 1955 году Вера Николаевна трудоустроилась в группу учёта ТЧ-13. Локомотивному депо она посвятила более 30 лет своей трудовой биографии. На заслуженный отдых железнодорожница вышла в 1980-м.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31