10 июля 2020 18:39

10 июля 2020 18:39

фото: Личный архив

Следующая станция – мир

Накануне Победы Рязано-Уральская магистраль начала возвращаться к деятельности в штатном режиме

К концу войны приоритетными задачами Народного комиссариата путей сообщения стали нормализация работы железнодорожного транспорта и восстановление хозяйственной деятельности. Помимо этого, началось развитие социальной сферы.

Ритм восстановлен

Весной 1945 года Саратовское отделение Рязано-Уральской железной дороги пос­тепенно переходило к мирной жизни. Перед железнодорожниками стояла задача в полном объёме возобновить пассажирское сообщение. Незадолго до окончания войны открыли новые маршруты как в сторону Москвы и Санкт-Петербурга, так и в южном направлении. В рамках опытной эксплуатации в конце марта запустили первые беспересадочные поезда Саратов – Новороссийск, Саратов – Сочи и Саратов – Адлер.

В стране развивался хозяйственный комплекс. В колхозах, снабжавших железнодорожников продовольствием, заменяли изношенный инвентарь. Начались поставки тракторов и других сельскохозяйственных машин. В автохозяйство РУЖД с начала 1945 года поступило более 50 грузовиков импортного производства и свыше 20 отечественных легковых автомобилей. В результате был восполнен сложившийся в первые два года войны дефицит, а также ускорился ряд производственных процессов, связанных с доставкой грузов и сотрудников.

Новые технологии внедрялись в работу специалистов, ответственных за устройства автоматики и телемеханики. В опытном порядке на станции Саратов-2 смонтировали электромеханические стрелочные переводы. Они позволили отказаться от устаревших ручных стрелок с противо­весами и облегчили некоторые операции по приёмке и формированию составов.

Если до 1941 года доля поездов, оснащённых системами радиосвязи, не превышала 15%, то в конце апреля 1945-го показатель увеличился до 70%. Его рост не только положительно сказался на работе поездных бригад, но и повысил безопасность движения поездов.

Незадолго до окончания войны появилась возможность выделить из бюджета значительные суммы для восстановления основных предприятий железнодорожной отрасли. На тот момент износ станков и ремонтного оборудования в паровозных депо и вагоноремонтных мастерских составлял от 80 до 95%. Устаревшую технику начали массово списывать. Взамен поступало более технологичное оборудование.

Параллельно с производственными задачами решались социальные вопросы. Так, в марте началось строительство 15 домов для тружеников магистрали и их семей. Вновь начали работу детские сады, и уже летом пионерские лагеря приняли юных гостей.

Для улучшения продовольственного обеспечения на крупных станциях вводились в строй дополнительные цеха по производству хлебопекарных изделий.

На некоторых из них в начале мая начали выпускать кондитерские изделия. Увеличивались поставки мяса: в апреле 1945 года объём забоя скота более чем в 5 раз превзошёл показатель 1941-го. В отделах Торгпита железной дороги продавать мясо начали и сторонним потребителям.

На старте перемен

С 1943 года и вплоть до первой половины 1950-х работники Рязано-Уральской железной дороги обеспечивали подвоз строительных материалов для восстановления Сталинграда. Полученный во время битвы за город на Волге опыт вождения тяжеловесных составов и организации паровозных колонн пригодился для транспортировки значительного объёма грузов в разрушенный город.

Поезда нередко задерживались: из-за высокого износа техники и недостаточного её обслуживания на линии Саратов – Сталинград выходил из строя подвижной состав. Сказывалась и невысокая скорость движения вследствие однопутного строения линий. Для решения проблемы на ряде перегонов Волжской рокады в феврале–апреле 1945 года были оборудованы разъезды суммарной протяжённостью более 100 км.

В рамках капитального строительства укладывали дополнительные рельсовые нитки на станциях Саратов-2 и Сенная. Параллельно на разъездах велось техническое перевооружение линии. Жезловую сигнализацию постепенно заменяли электрической. Улучшалась ситуация со снабжением рельсовым материалом – незадолго до окончания войны свыше 70% линии перевели на более тяжёлые рельсы. Изношенную рельсовую рубку планово заменяли на цельные 25-мет­ровые рельсошпальные решётки.

Работы шли и в Сталинграде. Совместно с военно-инженерными подразделениями железнодорожники разминировали линии. До конца войны удалось снять мины более чем на 200 км пути. Этот процесс продолжался до июня 1947-го.

Постепенно обновлялись объекты инфраструктуры – вместо временных деревянных водонапорных башен и бункеров для угля возводились капитальные сооружения из кирпича и бетона.

В черте города, помимо железнодорожников, к восстановлению подключились военнослужащие и работники местных предприятий. Для организации подвоза строительных материалов в центральные районы по некоторым улицам были проложены временные ветки. Так, по проспекту имени В.И. Ленина уложили однопутную линию в сторону посёлка Ельшанка длиной около 5 км. По ней вывозился строительный мусор и доставлялась техника, необходимая для скорейшего восстановления дорог и зданий.

Не менее важной задачей было наладить работу Сталинградского тракторного завода. Он сильно пострадал в ходе боёв. Для вывоза повреждённых ферм и перекрытий, а также несущих балок железнодорожники Сталинграда собрали из подручных частей три восьмиосных вагона-транспортёра. На них многотонные конструкции грузили без предварительного разбора.

В непосредственной близости от разрушенного вокзала была смонтирована временная эстакада с поворотной секцией для разгрузки полувагонов с песком и цементом.

Реконструкция и развитие

Работа кипела и на юге Рязано-Уральской магистрали. У проложенной в полевых условиях железнодорожной линии Астрахань – Кизляр к весне 1945 года было сильно изношено верхнее строение пути. В том числе требовалось оперативно обновить ряд понтонов, на которые опирался возведённый в рамках создания новой линии железнодорожный мост через Волгу. Была также необходима срочная ревизия и замена деревянных конструкций, так как большая их часть не обрабатывалась специальными составами, препятствующими гниению и разрушению.

Для изготовления понтонов железнодорожники обратились за помощью к судостроительным предприятиям. Так, два из них были сделаны на заводе «Красное Сормово». Для их переброски к мостовому переходу предлагалось два варианта. Согласно первому понтоны транспортировались к мосту по реке. Однако для этого пришлось бы ждать более двух недель прибытия буксира. Второй вариант предусматривал доставку по железной дороге. Именно его в конечном итоге и выбрали. Для перевозки крупногабаритной конструкции в вагонных мастерских Астрахани изготовили шестиосную платформу-транспортёр. Она была прообразом современных сочленённых платформ.

Для доставки к месту работ специфичного груза в непосредственной близости от мостового перехода проложили временную железнодорожную линию. Чтобы ускорить строительство, к бригадам прикомандировали силы астраханского военного гарнизона. В апреле 1945-го всего за четыре дня вдоль моста выросла 200-мет­ровая насыпь. В общей сложности было уложено более 1 км пути. Для разгрузки понтона соорудили крановую установку.

Опоры ремонтировали без перекрытия движения – вышедшие из строя понтоны менялись в перерывах между поездами. В среднем процедура занимала не более получаса. Установленное на мосту ограничение по скорости сняли к концу апреля.

Астраханские железнодорожники активно помогали предприятиям города. Так, в начале 1945 года на рыбном заводе стало не хватать складских мощностей, а средств на восстановление вышедшего из строя холодильного оборудования у заводчан не было. Узнав об этом, труженики магистрали предложили помощь по ремонту и организации временного склада. В кратчайшие сроки на подъездные пути предприятия перебросили 15 четырёхосных трофейных вагонов-реф­рижераторов, а починкой холодильных камер занялись сотрудники дистанций электроснабжения. Возобновить нормальное функционирование предприятия удалось к середине мая.

Вместе с тем решались и социальные вопросы. Во второй половине апреля недалеко от берегов Каспия началось строительство двух баз отдыха и одного санатория, где железнодорожники могли восстанавливать здоровье в первое послевоенное лето.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31