09 июля 2020 21:00

09 июля 2020 21:00

Вопрос дня

Что вам запомнилось за годы учёбы в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта?
Борис Лапидус, председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», вице-президент, старший вице-президент ОАО «РЖД» (2003-2010), член Коллегии МПС, член Правления ОАО «РЖД» (1994-2015), заслуженный экономист РФ:

– В Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта я поступил неслучайно, так как являюсь железнодорожником в 3-м поколении. С детства хотел быть машинистом. Годы учёбы в техникуме – один из самых интересных периодов моей жизни. В техникуме я обрёл много новых навыков, он оказал серьёзное влияние на меня как на личность.

У нас были замечательные преподаватели: Анатолий Павлович Карпов преподавал «Тепловозы», Анатолий Петрович Сучков – «Тепловозное хозяйство», Ювеналий Кузьмич Луйтковский - «Автоматические тормоза», Вера Сергеевна Матора – «Теоретическую механику». Они и многие другие преподаватели сыграли большую роль в моём профессиональном становлении. Главное – научили уважать профессию железнодорожника и серьёзно относиться к знаниям. Я очень высоко ценю практические навыки, которые давали в мастерских техникума. Мы прошли очень хорошую школу по слесарному, токарному, кузнечному, сварочному делу. Это были не просто лёгкое знакомство с профессиями. По всем этим навыкам мы сдавали экзамены на квалификационный разряд – на второй, а иногда – на третий. В дальнейшей моей производственной жизни эти навыки были хорошим дополнением к теоретическим знаниям.

Интерес к знаниям и расширение своего кругозора как-то незаметно сопровождали меня всю жизнь. Я изучаю новости науки, техники, пишу книги, имею ряд изобретений и как учёный большое внимание уделяю созданию перспективных видов транспорта, а также инновационному развитию железных дорог.

На первых курсах, когда больше внимания уделялось фундаментальным знаниям, общеобразовательным предметам, находилось время и для занятия спортом, художественной самодеятельностью. Это не мешало учиться, с успеваемостью всё было в порядке. Увлекался баскетболом, музыкой. Мы с друзьями создали свой ансамбль, который иногда даже называли оркестром: у нас было две трубы, саксофон, две гитары, электрогитара, фортепиано, аккордеон. Позже, когда начались специальные предметы: тепловозы, тепловозное хозяйство, автотормоза, тягловые расчеты, время для факультативных занятий оставалось всё меньше. Начиная с моего поколения студентов, учебный график был рассчитан на 5 лет. На четвёртом курсе у нас была годичная производственная практика в локомотивном депо, где мы работали помощниками машинистов, слесарями и одновременно учились по вечерней программе. Я очень благодарен своему отцу-машинисту, который с раннего детства знакомил меня с устройством паровозов, тепловозов. Позволял мне ездить в кабине машиниста, знакомиться с профессией даже показывал некоторые секреты управления паровозом и тепловозом.

Многие качества, которые способствовали моей интересной личной и трудовой биографии, зарождались в стенах техникума благодаря старшекурсникам, друзьям по учебной группе , активную жизнь в студенческом сообществе. В 1967 году – через год после окончания техникума - я был приглашён работать секретарём комитета комсомола, но не прекращал работы в лаборатории тепловозного хозяйства, помогал создавать лабораторные схемы, стенды для тепловозного отделения. Важное место в моей судьбе заняла дипломная работа в техникуме. Я выбрал дипломный проект на тему, связанную с экономией топлива на тепловозах. За четыре месяца дипломного проекта я очень глубоко познакомился с эффективными методами управления поездом, работой передовых машинистов, сделал несколько опытных поездок в динамометрической лаборатории, контролировал работу при испытаниях , помогал анализировать результат опытных поездок,. Это было первое приближение к будущей научной работе. Все это в сумме позволило мне стать неплохим производственником, успешным управленцем, организатором науки и учёным.

Дружеские отношения с техникумовскими друзьями поддерживаю до сих пор. Стараюсь каждый год приехать на День знаний и поздравить с началом учебного года первокурсников, встретиться с преподавателями и руководством техникума, с друзьями. Для развития культурных традиций Саратова и моего родного техникума я помог возрождению саратовской гармоник. Подарил техникуму комплект саратовских гармошек для организации ансамбля «Гудок». Мне очень приятно, что он развивается, радует зрителей своими концертами, участвует в областных конкурсах гармонистов-исполнителей.

Поздравляю преподавателей, сотрудников и студентов техникума с юбилеем! Желаю всем здоровья, успехов в работе, счастливого будущего.


Сергей Лиходаев, заместитель начальника Приволжской железной дороги по взаимодействию с органами власти:

– Об учёбе в техникуме у меня остались тёплые воспоминания. Там я получил базовые знания, которые помогли мне в дальнейшем при обучении во Всероссийском заочном институте инженеров железнодорожного транспорта, становлении как профессионала.

Я был студентом СТЖТ с 1971-го по 1975 год, выбрал направление «Эксплуатация железных дорог» – ныне «Организация движения поездов». В нашей группе из 35 человек было только 6 парней. Мальчишки неохотно шли на «Эксплуатацию железных дорог», они выбирали «Автоматику и телемеханику», «Радиосвязь» – это характерная черта того времени.

Первый учебный день запомнился тем, что нас отправили подстригаться, заявив: «Длинноволосые парни здесь учиться не будут!» У парикмахерских, расположенных рядом с учебным заведением, выстраивались очереди из первокурсников.

Несмотря на то что с момента окончания СТЖТ прошло уже 45 лет, я хорошо помню всех наставников. Главную, профильную дисциплину нам преподавал Михаил Егорович Куликов. Он был сведущий специалист, хотел, чтобы мы вникали в изучаемый предмет, хорошо владели информацией. Дисциплину «Пассажирские перевозки» вёл Иван Павлович Перов, «Коммерческую эксплуатацию железных дорог» – заместитель директора Вячеслав Саввич Павленко, «Подвижной состав и тяговый расчёт» – директор техникума Серафим Васильевич Садилов – строгий, но справедливый. Мы его любили, он пользовался авторитетом и уважением коллег и воспитанников. Классным руководителем у нас была преподаватель литературы Наталья Казимировна Зотова. Она очень беспокоилась за нашу успеваемость. Пыталась вникнуть в личные проблемы, помогала в их решении. Экзамены и зачёты я всегда сдавал успешно, на четвёрки и пятёрки.


Александр Коробков, начальник дирекции аварийно-восстановительных средств Приволжской железной дороги:

– Я окончил СТЖТ в 1996 году по направлению «Локомотивное хозяйство». Получил красный диплом. С благодарностью вспоминаю о своих преподавателях: Анатолии Алексеевиче Бондаренко – заведующем нашим отделением, Борисе Ивановиче Ханенко, преподавателе «Теплово­зов».

В студенческие годы основной акцент я делал на профессиональную подготовку. Вместе с тем активно занимался беговыми видами спорта: летом – спринтами и марафонами, зимой – лыжными гонками. Тренером был Владимир Васильевич Крицкий. Он много внимания уделял нашему физическому развитию, готовил нас в том числе к городским соревнованиям. И мы его не подводили: выступали всегда успешно.

Знания, полученные в техникуме, стали основой, своеобразным фундаментом для формирования характера, профессиональных компетенций. В дальнейшем я опирался на них во время обучения в РГОТУПСе, в работе, в повседневной жизни.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31