05 июня 2020 05:42

05 июня 2020 05:42

фото: Личный архив

История на колёсах

Работники Приволжской железной дороги изготовили действующую ручную дрезину

На основе фото- и видеоматериалов сотрудники Палласовской дистанции инфраструктуры собрали ручную дрезину, полностью соответствующую модели начала XX века.
– Однажды мы с коллегами обнаружили на территории нашего предприятия железное колесо необычного вида. Сразу не удалось понять, составной частью какого транспортного средства оно было ранее, – рассказывает дорожный мастер 9-го линейного участка Палласовской дистанции инфраструктуры Бибол Урынгалиев. – Но некоторое время спустя я смотрел «Неуловимых мстителей». В одной из сцен фильма герои вели погоню на дрезине. Когда её показали крупным планом, я сразу узнал найденное нами колесо. В этот момент у меня и возникла идея сделать новую работоспособную дрезину.

Прежде чем приступить к изготовлению конструкции, участники проектной группы провели большую работу. Изучили чертежи, множество фото- и видеоматериалов. По отечественным и зарубежным кинолентам кадр за кадром рассматривали механизм работы храпуна, устройство цепного привода.

За основу для реализации задуманного взяли модель, соответствующую началу прошлого века. Она была широко распространена на сети железных дорог до появления приводимых в движение мотоциклетными или автомобильными моторами самоходных «пионерок», а также автомотрис.

В качестве материалов мастера использовали обрезки стальных труб и стальные уголки. Из них был сформирован каркас и заготовлена основа для скамьи.

– В основе конструкции лежат трубчатые металлические элементы. Важно было надёжно их зафиксировать, – поясняет один из участников проекта, электромеханик устройств СЦБ Палласовской дистанции инфраструктуры Александр Ковальчук. – Места сварки тщательно зачищались. Поскольку мы планировали изготовить не стендовый экспонат, а транспортное средство на ходу, то делали всё с расчётом, чтобы получившаяся дрезина выдержала возникающие при движении нагрузки. Перед тем как все металлические детали были окрашены, дополнительно провели антикоррозийную обработку специальными химическими составами.

Сотрудникам предприятия удалось в короткие сроки воплотить идею.

– Реализация задуманного заняла у нас чуть больше 20 дней. За это время пришлось решить множество задач. Одна из самых сложных – изготовление ходовой части. Воссозданный нами храповик, передающий крутящий момент от ручки на колёса, полностью оригинален и собран с ориентиром на исторические прототипы, – делится Бибол Серикович.

Чтобы транспортное средство тронулось с места, нужно раскачивать рукоять храповика. Кривошип преобразует поступательное движение рычага-шатуна во вращение ведущей звёздочки цепной передачи. Скорость передвижения достигает 20 км/ч.

Дрезина оборудована ручным тормозом. В его основе – деревянные колодки. Для управления тормозной системой используется рукоять, расположенная справа от скамейки, на которой сидит экипаж. Собранная в Палласовской дистанции инфраструктуры техника, как и та, что была выпущена около века назад, может ехать передним и задним ходом. Создатели оборудовали её реверсом, что позволяет при необходимости разворота не снимать транспортное средство с рельсов. Чтобы машина полностью соответствовала историческим образцам, сотрудники Палласовской дистанции инфраструктуры смонтировали на палубе рундук для хранения инструментов.

Мастера-реставраторы ответственно подошли к изготовлению деревянных элементов дрезины. Использованные в работе рейки были обработаны специальными средствами, препятствующими разбуханию дерева под влиянием влажности. Помимо этого, все они были окрашены и лакированы, что поможет сохранить парадный вид в течение длительного времени.

В дальнейшем дрезина может быть модернизирована.

– Улучшить скоростные характеристики позволит установка звёздочки другого размера. К сожалению, в связи с действующими ограничительными мерами купить её пока нельзя – магазины закрыты. Но как только появится такая возможность – обязательно сделаем нашу дрезину более быстроходной, – не сомневается Бибол Урынгалиев.

Планируется, что оценить проделанную мастерами Палласовской дистанции инфраструктуры работу все желающие смогут в рамках проведения динамических выставок. И, возможно, в будущем дрезина займёт почётное место в музее железнодорожного транспорта, который будет создан на станции Покровск.
Алексей Белых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31