29 мая 2020 09:29

29 мая 2020 09:29

фото: Татьяна Волченко

Новым профессиям – быть

За длительную историю своего развития Саратовский техникум железнодорожного транспорта – именно так учебное заведение называют не только в «столичном» регионе Приволжской магистрали, но далеко за пределами её полигона –
подготовил десятки тысяч высококлас­сных специалистов. Наше интервью о том, что способствует уверенной позиции на рынке образовательных услуг сегодня.
Chirikova-0.jpg Лилия Чирикова, директор Филиала СамГУПСа в городе Саратов

– Лилия Ивановна, насколько железнодорожные специальности востребованы у абитуриентов?

– Статистика убедительнее слов. В данный момент в саратовском филиале СамГУПСа обучаются более 3 тыс. студентов. Мы ведём подготовку по двум программам: среднего профессионального (по шести специальностям) и высшего образования. Традиционно все специальности – железнодорожные. Если история подготовки техников берёт начало в 1900-х, то у инженерных кадров она совсем невелика. В 2017 году первый набор по заочной форме обучения насчитывал 186 человек.

Сегодня студенческий коллектив заочного отделения составляет 730 человек. В 2019-м впервые набирали студентов на очное отделение высшей школы. Конкурс был небольшой. В общей сложности на 1-м курсе учатся 55 человек. На перспективу планируем популяризировать возможность получения высшего очного образования в Саратове.

Вместе с тем увеличился и педагогический состав. В саратовском филиале СамГУПСа образовательную деятельность ведут 132 преподавателя, в том числе 4 доктора наук, 16 кандидатов наук.

– Какие специальности самые популярные?

– Наиболее востребованными остаются направления «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» и «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». И конкурс на них большой, и студенты распределяются неплохо. Наши выпускники востребованы по всей России. Есть положительный опыт сотрудничества с Октябрьской и Калининградской магистралями. В прошлом году впервые был высокий конкурс на специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». На 50 бюджетных мест изначально претендовали 135 абитуриентов. Это обусловлено грамотной профориентационной работой в связи с запросом, поступившим от работодателя. Техникум тесно взаимодействует со службой пути Приволжской дирекции инфраструктуры.

– Если говорить в целом, насколько продуктивно сотрудничество с Приволжской магистралью?

– В этом году министр транспорта Евгений Дитрих и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров подписали программу взаимодействия компании с университетским комплексом железнодорожного транспорта, рассчитанную до 2025 года. В рамках документа мы с Приволжской железной дорогой подписали Программу взаимодействия, в которую вошли все наиболее значимые вопросы, в том числе организация производственной практики студентов на предприятиях магистрали и профориентационная работа.

Не первый год мы готовим проводников. Они участвуют и в летних, и в зимних перевозках.  Со студентами регулярно организуются встречи руководителей дирекций, структурных подразделений, служб. Они рассказывают об условиях труда, корпоративных программах, мерах социальной поддержки работников, перспективах развития холдинга. Представители Приволжской дороги выступают в составе жюри на конкурсах профмастерства, отборочных этапах Worldskills.

– Насколько хорошо укомплектована материально-техническая база филиала?

– У нас есть свой научно-технический центр, в котором преподаватели вместе со студентами занимаются созданием учебных стендов.

Совместно с ПЧ ИССО на открытой учебно-тренировочной площадке установлен фрагмент стального железнодорожного моста и на нём смонтировано мостовое железнодорожное полотно с охранным приспособ­лением. На этом инфраструктурном объекте студенты-путейцы оттачивают профессиональные навыки.

Для качественной подготовки будущих машинистов приобретена программа для ЭВМ по управлению локомотивами. Сейчас многие обучающие тренажёрные комплексы переходят в виртуальный формат. В этом году ожидаем поступления тренажёров для движенцев. В планах – обновление компьютерных классов, серверов.

– Будут ли открываться новые специальности?

– Да, такая возможность рассматривается. В частности, в высшей школе планируем открыть специальность «Техносферная безопасность». Уже подготовили пакет документов для лицензирования.

Думаем об открытии новых специальностей по СПО. В связи с появлением на рынке труда новых рабочих профессий вводим в образовательный процесс краткосрочные курсы для слушателей.

В своей работе мы ориентируемся на запрос работодателя. Наша главная задача – оставаться столь же востребованными и, не теряя темпов, развиваться дальше.
Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31