30 мая 2020 06:40

30 мая 2020 06:40

фото: Владимир Бударин

В отличной форме

Коллекция железнодорожных костюмов разных эпох и профессий Приволжской дороги пополнена двенадцатью новыми комплектами

В марте в эксплуатационные локомотивные депо Сенная и Волгоград-Пассажирское поступили кители, гимнастёрки, брюки и фуражки, полностью выполненные в соответствии с приказом НКПС № 711с от 13 сентября 1943 года. Форма предназначена для машинистов, их помощников и кочегаров, которых планируется задействовать в праздничных мероприятиях к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
С 2018-го по конец 2019 года форменными костюмами военного времени были обеспечены два экипажа, которые обслуживали действующий паровоз серии Эр, приписанный к эксплуатационному локомотивному депо Сенная. Теперь в состав «Воинского эшелона» входят два паровоза: Эр 797-41 и Л 2055. Дополнительную подготовку прошли работники четырёх локомотивных бригад.

– Пока одни осуществляют движение спецсостава воинского эшелона, другие следуют в качестве пассажиров. При выполнении норматива времени работники меняют друг друга. Таким образом, для обеспечения режима труда и отдыха задействованы шесть локомотивных бригад, – говорит заместитель начальника Приволжской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Кошельков.

Комплекты однотипные. Для машинистов предусмотрены китель с погонами, брюки навыпуск и фуражка. У помощников и кочегаров брюки заправляются в сапоги, а вместо кителя – гимнастёрка.

– Друг от друга костюмы также отличаются погонами, которые указывают на младший начальствующий и рядовой составы. На фурнитуре изображена железнодорожная символика – французский ключ и молоток, а на погонах – латунный паровоз, – рассказывает начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги Владимир Бударин.

Новые костюмы изготовила московская фирма, специализирующаяся на пошиве исторической отраслевой одежды. Они сшиты по индивидуальным меркам железнодорожников, получивших допуск к управлению паровозами. Униформа предоставлена в защитных чехлах со списком рекомендаций по уходу и хранится в эксплуатационных локомотивных депо.

– Данные костюмы пополнят коллекцию форменной одежды, которая используется в динамической выставке к празднованиям Дня Победы, Дней железнодорожника и компании. В остальное время костюмы размещены в подразделении по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги, – поясняет Владимир Васильевич.

Сегодня в коллекцию входят 38 костюмов от начала создания железных дорог до XX века, 24 из них предназначены для работников локомотивных бригад.

Период с 1861-го по 1880 год представлен одеждой служащих частных и государственных дорог России. Один из костюмов носил в своё время штаб-офицер Корпуса инженеров путей сообщения. Это парадный полукафтан из тёмно-зелёного сукна и шаровары. На левом плече – золотой аксельбант, введённый в форму инженеров в 1859 году, на портупее из серебряного галуна – драгунская сабля в кожаных ножнах. Машинист Николаевской железной дороги ходил в серой одежде с чёрным воротником вольнонаёмных рабочих. Женский костюм представлен униформой телеграфистки: пальто чёрного цвета с белыми пуговицами и длинная юбка на французский манер. Головным убором служила шляпка-котелок. Имеется и форма начальника станции, претерпевшая изменения в 1870 году: фуражка стала ярко-малиновой, что позволяло быстро найти руководителя в толпе.

Дореволюционный период характеризуют будничная и дорожная форма инженера путей сообщения. Первая украшена оригинальными серебряными пуговицами, вторая – золотыми.

Военное время передают костюмы локомотивных бригад, начальника станции, а также летнее обмундирование полковника – директора тяги. Знаками различия служили погоны, похожие на армейские.

Середина прошлого века нашла отражение в костюмах юных железнодорожников 1948-го и женском платье синего цвета 1955 года.

Коллекцию шили саратовские, волгоградские и московские модельеры. Специалисты использовали архивные фото, документы и иллюстрации из книг Сергея Федосеева «Железнодорожный мундир империи» и Марии Балтрашевич «Железнодорожный форменный костюм». История в костюмах позволяет наглядно увидеть становление отрасли и социально-экономическую роль транспорта в развитии государства.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30