04 июня 2020 09:45

04 июня 2020 09:45

фото: Владимир Кожунков

Тихая работа

В марте экологическая лаборатория Волгоградского региона приступает к созданию адресных карт шумового воздействия железнодорожного транспорта с учётом ранжирования участков пути и результатов натурных исследований. Завершить работу планируется в 2021 году.
пятница-1-подвал-портерт.jpg Маргарита Мараховская, инспектор (по Волгоградскому региону) Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги


– Маргарита Николаевна, для чего необходимы карты шумового воздействия?

– Карта является инструментом анализа шумового загрязнения территорий. Она позволяет быстро и точно оценить состояние звукового режима на магистралях и прилегающих к ним жилых строениях, подверженных воздействию шума, а также выявить наиболее опасные участки, где превышены санитарные нормы. В России допустимые уровни звукового давления составляют до 40 дБА днём и до 30 дБА ночью в жилых помещениях, а на прилегающей к ним территории – до 55 дБА и 45 дБА соответственно.

Карты шумового воздействия позволяют специалистам выбирать точки для акустического мониторинга, оценивать фоновые уровни шума в любой из них, анализировать эффективность шумозащитных мероприятий при проектировании и моделировать изменения акустического воздействия на население при увеличении транспортных потоков. Эти меры направлены на снижение звукового влияния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на прилегающую жилую застройку.

В марте будет актуализировано распоряжение Приволжской железной дороги от 12.10.2017 «О создании рабочей группы по рассмотрению обращений граждан о шумовом воздействии железнодорожного транспорта на объекты жилой застройки и о принятии мер по его устранению». В состав группы войдут представители Приволжской дирекции управления движением. Работники вагона-лаборатории совершат сбор и анализ исход­ных данных, ранжирование участков пути по шумовому воздействию и плотности жилой и социальной застройки. Во II полугодии мы определим контрольные точки для проведения натурных замеров в зоне шумового воздействия на расстоянии 400 м от оси крайнего рельса. Полностью подготовить адресные карты шума планируется до конца 2021 года.

– Какие критические места в Волгоградском регионе уже зафиксированы?

– В зоне превышения допустимого уровня шума оказываются участки с интенсивностью движения более 30 тыс. поездов в год. С 2013 года по настоящий момент 40 граждан, проживающих на расстоянии от 15 до 235 м от железнодорожных путей, написали письма в адрес ОАО «РЖД» по данному вопросу. Их рассматривала рабочая группа под председательством заместителя главного инженера Приволжской дороги по территориальному управлению.

Пик обращений пришёлся на период с 2015-го по 2016 год, когда поступало по 8 жалоб. В 2019 году писем было направлено в два раза меньше. Жители жаловались на сигналы локомотивов, громкоговорящую связь на станциях. Так, на станции Шпалопропитка в 100 м от жилой застройки на пешеходном переходе установили громкоговоритель с кнопкой. Впоследствии уровень шума был снижен. Собственники домов по улицам Пархоменко и Коммунистическая высказывали недовольство громкоговорящей связью вокзала Волгоград-1. В качестве мер уровень громкости звука в определённые часы был снижен, а громкоговорители развернули в противоположную сторону.

Превышение допустимого значения на 5 дБ было зафиксировано на территории многоэтажных домов по Коммунальной и Днепрогэсовской улицам. Они находятся в 15 м от железнодорожных путей.

В числе мер, направленных на снижение шумового воздействия, – установка шумозащитных экранов. Они снижают уровень шума на 14–16 дБа. Первые 700 м специального ограждения в 2007 году поставили на станции Котельниково. Через два года смонтированы 1,3 км на станциях Чилеково и Котельниково. В 2015 году на станции Трубная – 470 м и в 2018-м 400 м на станции Абганерово.

– Какие ещё мероприятия по снижению шумового воздействия запланированы на текущий год в Волгоградском регионе?

– В рамках комплексной реконструкции участка им. Максима Горького – Котельниково и строительства второго пути на участке Горнополянский – Канальная установят шумозащитные экраны высотой 5 м. Их общая протяжённость составит 4 128 м. На станции Гумрак по инвестиционному проекту завершается возведение 1,8 км специального ограждения. Его смонтируют к концу апреля. Ранее там было проведено исследование и выявлено превышение санитарной нормы уровня шума на 5–10 дБ при прохождении грузовых поездов.

Для снижения шумового воздействия от существующих объектов инфраструктуры планируется приобретение четырёх новых локомотивов серии ТЭМ-14, проведение шлифования рельсов и стрелочных переводов, применение упругих скреплений, замена резиновых прокладок, укладка бесстыкового пути и смазка рельсов на участках Возрождение – Котельниково, Возрождение – Морозовская, Баскунчак – Волгоград-1, М. Горький – Дуплятка. Эти меры позволят уменьшить уровень шума на 2–8 дБа.
Беседовала Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31