26 июля 2021 07:20

26 июля 2021 07:20

фото: Глеб Хрусталёв

Профессия на всю жизнь

Добросовестный труд машиниста моторвагонного депо Анисовка отмечен отраслевой наградой

В ноябре машинисту тепловоза Владимиру Старикову был вручён знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет». Награда стала признанием его высочайшей квалификации и профессионализма.
В детстве многие мальчишки, увидев мощный локомотив, мчащийся по железнодорожным путям, задумываются о том, чтобы научиться управлять этой огромной машиной. Не стал исключением и Владимир Стариков. К тому же перед его глазами был живой пример – двоюродный брат работал машинистом. Когда пришло время определяться с будущей профессией, юноша решил пойти по его стопам. Отец намерение сына поддержал, а вот мать поначалу была настроена категорически против.

– Мама имела смутное представление о работе на железной дороге. А неизвестность часто пугает. «Сломается поезд зимой где-нибудь в глуши, застрянет. Что делать будешь? Лезть под вагон придётся», – причитала она. Успокаивал её как мог, объяснял, что ничего страшного в профессии машиниста нет. В итоге она смирилась с мыслью, что я буду железнодорожником, – вспоминает Владимир Фёдорович.

Осваивать азы выбранной специальности студент начал в саратовском профессиональном училище. Получив образование, он приступил к работе в локомотивном депо Анисовка в должности помощника машиниста тепловоза, а вскоре стал машинистом. Водил поезда из Анисовки в Ершов, Урбах.

В конце 80-х годов Владимир Фёдорович прошёл обучение в дортехшколе и получил документ, дающий право управлять паровозом. Казалось бы, техника, безнадёжно уходящая в прошлое, однако и она нашла применение на предприятии.

– Неподалёку от депо был организован пункт промывки вагонов. Для очистки использовался подаваемый под высоким давлением пар. А вырабатывал его наш паровоз, – поясняет Стариков. – Коллеги подходили, проявляли к технике неподдельный интерес. Я объяснял различные нюансы её эксплуатации.

Машинист с положительной стороны зарекомендовал себя в грузовом движении, числился на хорошем счету у руководства предприятия. Однако Владимира Фёдоровича не покидала идея несколько изменить сферу деятельности. Ему хотелось попробовать силы в пассажирском движении. Но электропоездов в 80-х было не так много. Локомотивные бригады, обслуживающие их, уже сформировались, и вакансий не предвиделось. Электрификация путей в 90-х годах позволила увеличить число маршрутов пригородного сообщения. Возникла потребность в новых кадрах. Получив предложение занять должность машиниста электропоезда, Владимир Стариков не раздумывал ни минуты. Как только все необходимые формальности были улажены, железнодорожник с энтузиазмом приступил к выполнению новых обязанностей.

– Не могу сказать, что работать в пригородном сообщении было легче или тяжелее. Но однозначно – интереснее. Здесь постоянно находишься в контакте с людьми, общаешься с пассажирами. Они часто пользуются расположенной в вагоне кнопкой для связи с машинистом. Что-то спрашивают, интересуются. Цистерны с нефтью куда менее словоохотливы, – смеётся Стариков. – Да и скорость можно развивать более высокую, чем в случае с тяжеловесными составами.

Ездить приходилось по разным направлениям. Железнодорожный транспорт доставлял пассажиров в Ртищево, на Сенную, в Петров Вал. Работали в то время в основном на электропоездах ЭР9Т, произведённых на Рижском вагоностроительном заводе.

– Во время поездки надо постоянно быть начеку. Работа требует колоссальной сосредоточенности. Если полностью сконцентрироваться на ней не получается, надо искать себя в другом деле, – констатирует собеседник.

Посвятив пассажирскому движению около 20 лет, в 2010-м машинист решился на очередную смену деятельности. Но с профессией не расстался. Сейчас под управлением Владимира Старикова – маневровый тепловоз ЧМЭ3. В обязанности машиниста входит подача составов в цеха для проведения ремонтных работ и технического обслуживания.

– На одном и том же локомотиве я работаю в моторвагонном депо уже около десяти лет. Знаю каждую его деталь. Машина за это время, можно сказать, стала для меня родной, – признаётся железнодорожник. – Мне порой предлагают вернуться в пас­сажирское движение, но я отказываюсь. Уже успел поездить, посмотреть регион. Пусть молодёжь теперь катается.

Среди нового поколения машинистов немало тех, кто начинал свою карьеру в должности помощника в бригаде Владимира Старикова. Переняв опыт, они теперь сами выступают в роли наставников.

Работы на территории депо всегда хватает, но всецело ей отдаваясь, машинист не забывает и об отдыхе. По мнению Владимира Фёдоровича, лучший способ восстановить силы в выходной день – отправиться на рыбалку. Правда, это утверждение справедливо только для летнего сезона.

– Как-то раз приятель позвал меня зимой порыбачить. Пришли мы на реку, пробурили лунки, сели. Час прошёл, клёва не было. Замёрз на ветру жутко, вернулся домой. В общем, понял, что это занятие не для меня, – говорит собеседник.

Зимой же один из излюбленных вариантов вре­мяпрепровождения – работа в гараже. За рулём Владимир Стариков находится примерно столько же времени, сколько и за краном машиниста. Жена Галина относится к хобби супруга с пониманием. Наградой за проведённый за ремонтом автомобиля вечер становится возможность выехать на природу, чтобы вместе отдохнуть от городской суеты.

Удастся ли Владимиру Фёдоровичу стать основателем железнодорожной династии – вопрос пока открытый. Сын Дмитрий окончил отраслевой вуз, но, получив специальность, пока трудится не по профессии. А вот пятилетний внук Даниил проявляет к работе дедушки большой интерес.

– Всё спрашивает, когда встречает меня со смены, чем я занимался. Говорю, что водил тепловоз. Такой лаконичный ответ всё меньше его удовлетворяет, – отмечает машинист. – Надо будет рассказать ему подробнее о профессии. Он уже смышлёный, многое понимает. Как знать, может быть, через полтора десятка лет по моему примеру возьмёт на себя управление локомотивом.
Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31