18 октября 2021 05:09

18 октября 2021 05:09

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Шмалей

Курс на снижение себестоимости перевозок

В Приволжской дирекции управления движением продолжается разработка масштабных мультифункциональных проектов бережливого производства. По итогам минувшего года их было 50.
В реализации мультифункциональных проектов задействовались представители двух и более хозяйств, а экономический эффект распределялся между всеми участниками. В ряде случаев движенцы предлагали технологию, а экономия бюджетных средств отмечалась в Приволжской дирекции тяги, Приволжской дирекции инфраструктуры и других подразделениях холдинга ОАО «РЖД». Так произошло в результате «Изменения плеч обслуживания локомотивов и локомотивных бригад в нечётном направлении на участке Артезиан – Астрахань-2 – Аксарайская-2». 

Работа над проектом началась два года назад, а завершилась в декабре 2018-го. Учитывая масштаб, неудивительно, что его внедрением занималась большая команда специалистов. В неё вошли железнодорожники, представляющие не только Приволжскую, но и Северо-Кавказскую магистраль. Курировал проект заместитель главного инженера дороги по Астраханскому территориальному управлению Роман Ротберг, а заместитель начальника Астраханского центра организации работы железнодорожных станций Анатолий Мисяк вёл его, как говорится, от идеи до реализации.

– Если проанализировать план формирования станций, расположенных на Северо-Кавказской дороге, то мы увидим, что для Астраханского региона большинство поступающих с соседней магистрали порожних вагонов – транзитные. Основной вагонопоток идёт в адрес станций имени Максима Горького, Анисовка, а также в направлении Республики Казахстан, – вводит в курс дела Анатолий Мисяк. – При этом часть порожних вагонов следует на Аксарайскую-2 под погрузку. До реализации проекта все поезда останавливались на станции Астрахань-2 для прохождения технического осмотра. Там составы расформировывались и формировались заново. Затем им оставалось проехать 44 км до пункта назначения – станции Аксарайская-2. Мы занялись разработкой технологии, чтобы грузовые поезда могли проследовать туда без остановки на «второй» Астрахани.

В рамках прежней технологии участок Артезиан – Астрахань-2 обслуживают локомотивы, идущие от Кизляра до «второй» Астрахани, а смена бригад производится на станции Артезиан. Транзитный вагонопоток, поступающий по стыку Олейниково в направлении Казахстана, следует по упомянутому 44-километровому участку вывозным движением. Это увеличивает расходы на содержание эксплуатируемого парка локомотивов и простой транзитного вагона на «второй» Астрахани. Авторы проекта рассудили, что уйти от проблем позволит увеличение плеч обслуживания локомотивов и локомотивных бригад в нечётном направлении на участке Артезиан – Астрахань-2 – Аксарайская-2. 

В начале работы железнодорожники проанализировали существующие плечи обслуживания, а также междорожные гарантийные участки безопасного проследования грузовых поездов. Их предстояло продлить всего на 44 км, однако на практике усовершенствовать технологию оказалось непросто.

– Нужно было не только увеличить гарантийный участок безопасного проследования грузовых поездов, но и подвязать локомотивы с бригадами, возвращающиеся со станций Северо-Кавказской магистрали: Дербента, Кизляра, Георгиевска, Кизилюрта, Минеральных Вод, Махачкалы и Гудермеса, – продолжает Анатолий Мисяк. – Сложность заключалась в том, что этот мультифункциональный проект ещё и междорожный. Одно дело – планировать движение в границах своей магистрали, и совсем другое – вносить коррективы в деятельность коллег с соседней дороги. 

Вслед за созданием технологии наступил черёд пробных поездок, в ходе которых железнодорожники учли все нюансы, возникающие в пути следования. В результате задумка астраханцев сработала, и у поездных диспетчеров появилась возможность проводить поезда с Северного Кавказа как с остановкой на станции Астрахань-2, так и прямиком до Аксарайской-2. Теперь каждые сутки второй вариант становится актуальным в среднем для трёх грузовых составов. 

Отталкиваясь от этой цифры, рассчитывался экономический эффект. Из-за увеличения плеча обращения локомотивов до станции Аксарайская-2 удалось сократить эксплуатируемый парк локомотивов на 0,62 единицы и достичь экономии эксплуатационных расходов на общую сумму порядка 5,6 млн руб. Исключение резервного пробега локомотивов на участке Аксарайская-2 – Астрахань-2 позволило сберечь ещё 5,2 млн руб.

– Основной эффект приходится на долю локомотивного хозяйства, так как увеличились производительность и среднесуточный пробег тягового подвижного состава, – сообщила ведущий технолог технического отдела Приволжской дирекции управления движением Ольга Беднова. – Содержание эксплуатируемого парка локомотивов стоит немалых денег. Кроме того, удалось немного разгрузить вагонников со станции Астрахань-2 и на час сократить простой транзитного вагона без переработки. То есть, помимо экономического, достигнут неплохой технологический эффект. 

Ещё один мультифункциональный проект, реализуемый в астраханском ДЦС параллельно с вышеупомянутым, также позволил повысить эффективность использования локомотивов и локомотивных бригад Приволжской дирекции тяги. Речь идёт об организации вождения грузовых поездов на удлинённом плече Аксарайская-2 – Палласовка без смены локомотивной бригады по станции Верхний Баскунчак. С одной стороны до неё 280 км пути, а с другой – 350. Объединение двух плеч увеличило скорость продвижения гружёных и порожних вагонов, а также сократило простой транзитного вагона без переработки в Верхнем Баскунчаке. Теперь грузовые поезда, следующие по участку Аксарайская-2 – Палласовка, преодолевают станцию на ходу.

– С учётом привязки имеющихся «ниток» нормативного графика на удлинённом плече было организовано вождение двух поездов в сутки без смены локомотивной бригады. Общее время в пути следования составляет порядка 9 часов, что укладывается в рабочий график машинистов и их помощников, – рассказывает Анатолий Мисяк. – Другими словами, тот объём, который прежде делался двумя локомотивными бригадами, теперь может выполняться одной. Но для этого на всём пути их следования должен, условно говоря, гореть зелёный свет.

В результате экономии фонда оплаты труда и сокращения затрат, связанных с непроизводительным простоем грузовых поездов на станционных путях, годовой экономический эффект превысит 7,4 млн руб. 

В 2019-м году астраханские движенцы планируют сосредоточиться не на увеличении плеч обслуживания бригад, а на более эффективной подвязке локомотивов под поезда в результате открытия ПТОЛ на станции Аксарайская-2. Новый объект предоставил широкий простор для бережливой мысли, совершенствования технологии поездной работы и дальнейшего сокращения себестоимости перевозок.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31