30 июля 2021 19:13

30 июля 2021 19:13

фото: Татьяна Волченко

Контролёр железнодорожного пути

Оператор дефектоскопной тележки Ершовской дистанции пути награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».  
Застать Анатолия Филатова в дистанции практически невозможно: его работа носит разъездной характер. Встретиться для беседы нам удалось в Саратове, куда наш герой приехал на очередную аттестацию. Перед подтверждением квалификации чувствовал себя спокойно: за три десятка лет изучил теорию от и до. 

– Стальная магистраль оплошностей не прощает, – констатирует Анатолий Юрьевич. – Нужно быть готовым ко всему.

Железнодорожную профессию он выбрал неслучайно. Старшие братья работали машинистами и много рассказывали об особенностях локомотивов разных серий. Эти истории заинтересовали Толю.  

– По окончании восьми классов школы в Новоузенске поехал в Саратов поступать в училище железнодорожного транспорта, – рассказывает собеседник. – В 1982 году получил диплом и был распределён в Ершовское локомотивное депо. Начинал работать под руководством Сергея Глазько – опытного специалиста и хорошего наставника.  

В 1986 году Филатов сдал квалификационный экзамен на машиниста и начал самостоятельно водить составы. О первом рейсе на станцию Урбах вспоминает с улыбкой: приятно сознавать, что поставленная в юности цель была достигнута.  

Вскоре Анатолию Юрьевичу самому предстояло передавать знания и опыт начинающим железнодорожникам. 

– Ребята у меня подобрались наблюдательные и толковые, – говорит собеседник. –  Многие по сей день трудятся на предприятиях Приволжской дороги. 

Однако надолго задержаться в должности машиниста Анатолию Юрьевичу помешали проблемы со здоровьем. В 1990-м он был переведён в Ершовскую дистанцию пути.

– Увольняться из компании мне не хотелось. Железная дорога всегда радела за своих сотрудников. К тому же Ершов – городок небольшой, с трудоустройством дела плохи. Поэтому от предложения начальства переобучиться на дефектоскописта отказываться не стал, – поясняет Филатов. 

Сначала были двухнедельные курсы в Москве, затем трёхнедельные – в Санкт-Петербурге. Новая профессия требовала не меньшей скрупулёзности, чем прежняя. Наш герой понимал: от его внимательности зависит безопасность грузовых и пассажирских перевозок. 

– Работа оператора дефектоскопной тележки не из лёгких, – признаётся собеседник. – И дело даже не столько в предельной концентрации внимания, сколько в физической нагрузке. Независимо от погодных условий, нам с напарником приходится преодолевать по 8 км в день. 

За 28 лет работы в дефектоскопии Анатолий Юрьевич обнаружил немало неисправностей пути, а следовательно, предотвратил десятки аварий. Верным помощником ему служит современная техника. Она, как поясняет специалист, исключает описки в регистрации данных.  Электроника ведёт надёжный контроль.   

– Анатолий Юрьевич – самый опытный специалист в нашей дистанции. На его уровень профессионального мастерства равняемся всем коллективом, – утверждает мастер участка диагностики пути ПЧ-8 Сергей Климов. – К производственным задачам относится вдумчиво. Его намётанный глаз определяет дефекты не хуже компьютеризированного прибора. И человек он отзывчивый, всегда подскажет, если коллеги затрудняются в решении производственной задачи.  

В зоне ответственности нашего героя – порядка 400 км: дистанция лучами расходится от Ершова до Озинок, Урбаха и Пугачёвска. Изо дня в день оператор дефектоскопной тележки следит за её техническим состоянием. В этой деятельности, как отмечает Филатов, не может быть мелочей. И несмотря на то что накопил солидный опыт работы, имеет 8-й квалификационный разряд, обеспечивающий доступ к технике, оснащённой микропроцессорами, он продолжает пополнять знания, совершенствовать навыки и каждые три месяца подтверждает их на профильном экзамене. 

– Иначе нельзя, – улыбается Анатолий Юрьевич. – Технологии, как и приборы учёта, совершенствуются очень быстро. Уровень нашей подготовки должен быть соответствующим. 

Свободное от работы время, которое бывает крайне редко, Анатолий Юрьевич любит проводить с внуками. Но гостят они в Ершове не так часто, как хотелось бы бабушке и дедушке. 

– Ребята у нас растут сообразительные. Радуют успехами в учёбе. Буду счастлив, если они продолжат нашу династию железнодорожников, – говорит Филатов.

Супруга Анатолия Юрьевича Нина Дмитриевна многие годы трудилась в Ершовском локомотивном депо. Дети Галина и Иван окончили Московский институт железнодорожного транспорта. Дочь работает в ТЧ-13, а сын в данный момент получает второе высшее образование. 

Когда все вместе собираются за праздничным семейным столом, основной темой разговора становится стальная магистраль. Но любит Анатолий Юрьевич поговорить и о рыбалке – это его давнее увлечение.  

– На выходных, бывает, посидишь с удочкой – и от накопившейся усталости не остаётся и следа. Недавно удалось поймать три щуки. Улов потянул килограммов на пять, – делится своей последней удачей заядлый рыбак.  

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31