01 августа 2021 12:56

01 августа 2021 12:56

фото: Владимир Бударин

История в костюмах

Начало 1

Для каждого члена локомотивной бригады форму шили индивидуально и без единой примерки. Работники впервые увидели её только перед стартом «Воинского эшелона» в Волгограде. Из всех комплектов подгонять по фигуре пришлось два кителя. 

– Костюм сшит из шерстяной ткани, поэтому в мае в форме было прохладно, а в августе – очень жарко. Не представляю, как раньше машинисты работали в такой одежде, – поделился впечатлением Юрий Чубрик. – Участвовать в проекте – большая честь для меня. Я – представитель трудовой династии. Радует, что современное ретродвижение набирает популярность и связывает между собой времена и поколения, знакомит нас с историей.  

В мае в коллекции Приволжской магистрали насчитывалось семь костюмов военного времени – 1943 года. В конце августа количество комплектов обмундирования увеличилось вдвое.

Парад железнодорожной моды

В преддверии профессионального праздника руководство Приволжской магистрали поручило организовать сценический показ исторических форменных костюмов.  

– Мы не стали останавливаться только на военном периоде. За основу взяли обмундирование от начала создания железных дорог до XX века, – сообщил Владимир Бударин.

Для презентации одежды служащих частных и государственных дорог России в 1861–1880 годах были выбраны четыре костюма. Первый – штаб-офицера Корпуса инженеров путей сообщения. Он представлял собой установленное обмундирование военного покроя 1855 года: парадный полукафтан из тёмно-зелёного сукна и шаровары. На левом плече – золотой аксельбант, введённый в форму инженеров в 1859 году, на портупее из серебряного галуна – драгунская сабля в кожаных ножнах.

Машинист Николаевской железной дороги ходил в одежде вольнонаёмных рабочих. 

– Когда я увидел костюм, который мне предстояло надеть, то первые ассоциации были связаны с военной формой немецких солдат: он тоже серый с чёрным воротником. Если честно, меня поначалу это не вдохновило, – признался инженер Приволжской дирекции по тепловодоснабжению Александр Рыжаков. – Однако, когда надел форму, испытал совсем иные чувства. Понял, какая на мне лежит ответственность: показать нашу историю гостям праздника. Мы стали живыми экспонатами эпохи становления и развития железной дороги. 

Этот же период представлен женским костюмом телеграфистки, состоящим из пальто чёрного цвета, с белыми пуговицами и длинной юбки на французский манер. Головным убором служила шляпка-котелок. Коллекцию дополнила форма начальника станции, изменённая в 1870 году. Тогда фуражка стала ярко-малиновой, что позволяло быстро найти руководителя в толпе. 

Костюмы дореволюционного периода представлены будничной и дорожной формой инженера путей сообщения. Первая украшена оригинальными серебряными пуговицами, вторая – золотыми. Их передал директор волгоградского музея «Память» Антон Артамонов. Форма военных лет – это уже существующие костюмы локомотивных 

бригад и начальника станции. Также коллекцию дополнили летним обмундированием полков-ника-директора тяги. Самые современные экспонаты – костюм юных железнодорожников 1948-го и женское платье синего цвета 1955 года.

На создание коллекции ушло чуть больше месяца. Её шили саратовские и волгоградские мо-дельеры по историческим фото, документам, иллюстрациям и описаниям вышеуказанной книги, а также издания Сергея Борисовича Федосеева «Железнодорожный мундир империи». 

– Мы впервые изготавливали железнодорожную форму прошлого столетия. Ранее у нас был опыт создания театральных костюмов, – рассказала руководитель саратовского ателье Ольга Канищева. – В процессе работы возникало много вопросов. Кроили по предоставленным рисункам и фотографиям. Владимир Бударин нас постоянно консультировал. 

Закройщики интересовались, какими должны быть петлицы, воротник, на каком расстоянии и как закрепляются пуговицы. Чтобы отвечать на эти вопросы, Владимиру Васильевичу нужно было в мельчайших деталях представлять костюм.

Готовую коллекцию показали на праздновании Дня железнодорожника на станциях Ершов, Сенная и в городском парке Саратова. Публика с любопытством рассматривала модели. Гости мероприятия стремились сфотографироваться с железнодорожниками из прошлых эпох. 

– Костюмы полностью совпадают с исторической реальностью, вплоть до пуговиц, – отметила заместитель начальника дорожного Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Марианна Миллер. – В качестве моделей задействовали 30 работников Саратовского региона. Они сами захотели поучаствовать в показе. 

Пока уникальные костюмы вновь не потребуются для исторической реконструкции, их выставят в музее Приволжской железной дороги. Для этого закупят ростовые манекены. Со временем форму доработают: съёмные элементы заменят репродукциями или оригиналами.

– Мы постарались воссоздать часть того, что уже утрачено. Объединить прошлое и настоящее, передать дух становления, отразить статус и роль железных дорог в развитии страны, – подчеркнул Владимир Васильевич. 

Коллекция станет наглядным пособием по истории стальных магистралей. Она отражает изменения времени, социального и экономического положения государства, а также рассказывает современному поколению, как развивался транспорт, а вместе с ним и железнодорожные профессии.
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31