28 июля 2021 06:31

28 июля 2021 06:31

Специальный проект 'Под знаком качества'

Мост прослужит долго

Сотрудники Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Приволжской ДИ разработали технологию работ, повышающую эксплуатационную надёжность мостовых конструкций.
Суть нововведения заключается в применении специально подготовленной закладной площадки с опорными столбиками при ремонте и выправке опорных частей железнодорожных мостов.

– До недавнего времени выправка металлических опорных частей требовала продолжительных технологических «окон». Это приводило к перерывам в эксплуатации железнодорожного моста, – рассказывает один из авторов проекта, заместитель начальника ДИЦДМ по инженерным сооружениям Сергей Кулаков. – Наша технология позволяет эксплуатировать объект сразу после выполнения работ и с высокой точностью выправлять по уровням любые конструкции. В том числе и те, которые испытывают динамическое воздействие от временных нагрузок.

Технологию успешно применили на одном из мостов в Саратовском регионе. В этом Сергею Кулакову помог инженер мостоиспытательной станции ДИЦДМ Андрей Кукушкин. Они проработали множество вариантов «усиления» опорных частей, в том числе с применением листового металла и даже рельсов. Однако в каждом методе находили слабые стороны, способные привести к потере устойчивости и деформации конструкции. 

– Тогда мы решили приварить к листу металла пустотелые трубы и залить их быстросхватывающимся составом, – продолжает Сергей Кулаков. – На основании действующих нормативных документов, регламентирующих выправку опорных частей железнодорожного моста, был разработан и утверждён проект.

Согласно новой технологии, в ходе подготовительных работ производится обмер и инструментальная съёмка, определяется высотное положение выправляемых конструкций. Из толстолистового проката изготавливается площадка.  К ней привариваются квадратные или прямоугольные трубы требуемой высоты. Они заполняются безусадочной и быстротвердеющей цементной смесью «ЭМАКО».

Прежняя технология требовала применения кранов и домкратов. Теперь подъём пролётного строения моста на расчётную высоту выполняется только гидравлическими домкратами. После установки страховочных пакетов производится демонтаж повреждённых подферменных блоков и выравнивание бетона у основания. Вокруг закладной площадки устанавливается опалубка, необходимая для замоноличивания подферменных или прокладных блоков. Затем пролётное строение опускается на площадку, а опорная часть закрепляется к нижней подушке опорной части.

– Когда бетон наберёт расчётную прочность, опалубка демонтируется и убираются страховочные клети, – подытоживает Сергей Кулаков. – Поезда в режиме обкатки можно пропускать практически сразу после завершения работ. 

Для реализации проекта потребовалась арматура, лист горячекатаного металла, отрезок квадратной трубы и быстротвердеющая цементная смесь. Затраты на их приобретение несопоставимы с расходами на покупку новых опорных частей. На примере одного железнодорожного моста экономический эффект составил 1,6 миллиона рублей. При этом технология применима везде, где требуется точно и надёжно выставить и зафиксировать какую-либо конструкцию.

Предложенный проект можно тиражировать на всей сети, так как в отличие от прежних методов у него есть ряд преимуществ. Он прост в реализации и значительно сокращает перерывы в пропуске поездов. Исключается необходимость перемещения пролётных строений подъёмными кранами. Также данная технология обеспечивает более высокое качество выправки опорных частей. Как результат – снижение дефектности и продление срока службы искусственных сооружений.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31