25 июля 2021 17:01

25 июля 2021 17:01

фото: Инна Куценко

Через реки, горы и долины

Красное знамя, переданное в годы войны железнодорожниками в руки красноармейцев, проделало путь от Аткарска до Берлина и обратно

Музей локомотивного депо в Аткарске был создан более тридцати лет назад. Сегодня его коллекция представлена на базе Аткарской механизированной дистанции инфраструктуры. Посетители могут познакомиться с историей становления местного железнодорожного узла, увидеть предметы быта работников стальных магистралей, макеты ходивших по железным дорогам паровозов. Один из главных стендов посвящён участию тружеников подразделения в Великой Отечественной.
С первых дней войны коллектив депо начал перестраивать свою работу. Коммунисты и комсомольцы объявили себя мобилизованными. Призыв военных лет «Всё для фронта, всё для победы!» стал девизом для деповчан. Штатные сотрудники предприятия уходили на фронт. Их место в производственной цепочке занимали юноши и ветераны, не один десяток лет посвятившие железной дороге. Вступали в ряды работников и девушки. Так, Ангелина Чугунова и Нина Вершинина трудились кочегаром и помощником машиниста. Сёстры Александра и Зоя Квасниковы – у токарного станка. Мария Безукладова работала в литейном цехе, где изготавливала поршневые кольца, колосниковые решётки, тормозные колодки и многое другое. Неоценимую поддержку оказывали коллективу матери, жёны и сёстры паровозников. Они приходили в депо, безвозмездно помогали готовить локомотивы, собирали металлолом, приводили в порядок бытовые и производственные помещения.

– За время войны ряды красноармейцев пополнили около трёхсот деповчан. Они вели бои на всех фронтах. Аткарские железнодорожники сражались за Москву, участвовали в битве за Сталинград, боролись с фашистами в предгорьях Кавказа, степях Украины, на Дальнем Востоке и в Заполярье, – рассказал хранитель музея Сергей Перфилов. 

Один из самых ценных предметов музейной коллекции, по праву занимающий центральное место в экспозиции, – переходящее Красное знамя Рязано-Уральской магистрали. Трофей вручался железнодорожникам за активное участие в стахановско-кривоносовском движении. Внести вклад в увеличение производительности труда было делом чести для каждого работника. За неоднократные победы в сетевых и дорожных социалистических соревнованиях в 1940 году коллектив Аткарского локомотивного депо получил Красное знамя на вечное хранение. Однако спустя год железнодорожники по собственной инициативе расстались с ним.

– В первые дни войны аткарские паровозники вручили его одной из сформированных в городе воинских частей. И передали красноармейцам наказ дойти со стягом до Берлина, – пояснил хранитель музея. 

Советские воины с честью справились с этим поручением. Оставив позади свыше четырёх тысяч километров, они водрузили знамя на фасад поверженного Рейхстага. В 1946-м стяг торжественно возвратили деповчанам. С этого момента он стал главной реликвией в трудовом коллективе. 

Несмотря на то что локомотивное депо перестало существовать как предприятие, аткарские железнодорожники продолжают чтить память о доблестных трудовых подвигах коллег-предшественников и передают её следующим поколениям.

– К нам в музей регулярно приходят и школьники, и взрослые люди. У многих здесь трудились родители, дяди, тёти, бабушки и дедушки. Кто-то хочет узнать о рабочих буднях родных и близких. А кто-то приносит фотографии, предметы быта, – сообщил Сергей Перфилов. – Люди бережно хранят историю, проявляют живой интерес к прошлому. Значит, наш музей справляется со своей миссией.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31