01 августа 2021 12:51

01 августа 2021 12:51

фото: Любовь Каретникова

Машинист пишет книгу о подвиге железнодорожников

Максим Кирюхин работал машинистом, сегодня он – пенсионер. Когда сам водил составы, нередко задумывался о том, каково было железнодорожникам в годы войны доставлять грузы под обстрелами. На заслуженном отдыхе Максим Вениаминович занялся поиском ответов на исторические вопросы.  
– Ваша рукопись посвящена 75-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Почему обратились к этой теме?

– Написание книги считаю своим долгом памяти и попыткой рассказать молодому поколению о событиях войны в той части, что знаю сам. Главное, чтобы мы и те, кто будут после нас, помнили.

– Как вы думаете, что способствовало победе в Сталинградской битве?

– Я вспоминаю эпизод из моего детства в Камышине. Тогда фронтовиков было много. Они часто собирались у нас во дворе. Кузьмича, так звали одного из них, в шутку спросили: «Хоть одного фашиста убил или не успел?». Ветеран в ответ усмехнулся и ответил: «Когда мы начали первые земли отвоёвывать, то увидели, что враги после себя оставляют. Тогда стали их ломить без страха и без пощады». Вот откуда началась победа. Я так считаю. 

Говорят, что мы плохо готовились к войне. Но есть и факты, доказывающие обратное. Например, вражеская армия вышла на дальние подступы к городу в июле 1942 года, а оборонительные сооружения под Сталинградом стали строить ещё в 1941-м. В истории Сталинградской битвы ещё много белых пятен. 

– Что вы можете сказать о роли железнодорожников в годы войны?

– Их деятельность освещена ещё не полностью и ждёт своего исследования. А подвиг работников дороги был за гранью человеческих возможностей. Всех их, к сожалению, мы вспомнить не сможем, но хочется рассказать некоторые эпизоды. 

В открытой баскунчакской степи провести поезд под бомбёжкой было тяжело. Машинист, зная профиль участка и свой паровоз, имея соответствующий опыт работы, управлял локомотивом жёстко: применял экстренное торможение, отпуск тормозов, а также контрпар. Для мирного времени последнее было запретным приёмом. В результате такого «гопака» удавалось спасти подвижной состав – немцы промахивались. 

Враг ожесточённо бомбил станцию Верхний Баскунчак. Поэтому поезда с горючим из Астрахани на подходе к узлу днём маскировали, а ночью толкали вагонами вперёд, прицепляя паровоз сзади. Сверху казалось, что идёт порожняк в противоположную сторону. 

15 сентября на завод «Красный Октябрь» прибыл бронепоезд с неисправным инжектором. На паровоз поднялся слесарь Алексей Сурин. Он шестые сутки не отходил от верстака. На нём же и спал урывками. Через час работник доложил командиру, что всё готово и можно возвращаться на передовую.

А вот диспетчер станции Сталинград-1, участник Гражданской войны М.Ф. Палагушкин с шестнадцатилетним сыном и семьёй Ивановых стали «партизанами из Ельшанки». В районе станции Волгоград-2 немцы складировали боеприпасы. Так вот, ночью отцы бесшумно сняли ножами часовых, а их сыновья тем временем подложили куда надо толовую шашку и зажгли шнур от папироски... Возмущённые немцы для устрашения развесили на телеграфных столбах таблички «Смерть партизанам». И уже на следующий день нашли на одном из них вздёрнутого фрица. Табличку партизаны решили не снимать: и так понятно, кому смерть. 

Позже четверо отважных сталинградцев перешли линию фронта, чтобы присоединиться к красноармейцам. Бывшие партизаны участвовали в ожесточённых боях за заводы «Красный Октябрь», «Баррикады» и тракторный. Они были среди тех, кто поставил победную точку в великой Сталинградской битве.

А закончить хочу словами Роберта Рождественского: «Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим. Это нужно – не мёртвым. Это надо – живым!». 

Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31