29 июля 2021 14:36

29 июля 2021 14:36

фото: Любовь Каретникова

Контроль перешёл в «цифру»

Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте переведена в электронный формат

Для многоуровневого контроля разработано и внедрено специальное программное обеспечение АСУ КСОТ-П, которое стало подразделом ЕК АСУТР. В новом виде система функционирует во всех структурных подразделениях дороги с первого месяца 2018 года.
Работа с электронной системой начинается с сотрудника, ответственного за первый уровень контроля. Руководитель производства работ в цехе, на участке, в мастерской, на станции или любом другом объекте ежедневно или ежесменно вводит в базу данных АСУ КСОТ-П информацию о замечаниях, если такие были, сотрудниках, которые их выявили, нарушителях, полученных травмах, оперативных мерах, сроках устранения и так далее. На основании этих сведений АСУ КСОТ-П автоматически формирует ведомость несоответствий и бланк визуализации КСОТ-П с ячейками, закрашенными соответствующим цветом (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий).  

Контрольные листы № 1 и № 2 заполняют ответственные за второй и третий уровень. В системе им доступны результаты ежедневных (ежесменных), ежемесячных и ежеквартальных проверок. Можно увидеть информацию за любой выбранный период времени. 

– АСУ КСОТ-П позволяет оперативно просматривать и получать данные о ситуации с охраной труда в подразделениях компании, результатах её оценки, профилактической работе, проводимой по всем уровням управления, – рассказывает ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности Приволжской дирекции инфраструктуры Олеся Мельникова. – Программа автоматически формирует сводные ведомости контроля по видам опасностей, выставляет балловую оценку состояния охраны труда в подразделении, анализирует микротравмы и изъятие предупредительных талонов.

Например, в службе пути по данным на 30 января из 230 подразделений только 77 заполнили контрольные листы. Как пояснила Олеся Мельникова, у железнодорожников есть ещё пять дней, чтобы ввести результаты проверок. Если же срок будет сорван, это автоматически станет нарушением, которое отразится в бланке визуализации. В другом разделе отражено количество выявленных нарушений. Так, в целом по Дирекции инфраструктуры за 30 дней января отмечено 705 замечаний. На 68 процентов эти отступления уже устранены. Наибольшее число недочётов – 409 – выявлено на первом уровне контроля, ещё 172 и 124 – соответственно на втором и третьем.

Однако, как и любое новшество, электронная КСОТ-П вызывает ряд вопросов. Например, как быть, когда на местах попросту отсутствуют необходимые технические средства? В основном это касается отдалённых участков и небольших подразделений. К примеру, в Волгоградской дистанции пути из семнадцати линейных участков, цехов и мастерских в шести подразделениях нет компьютеров. В этом случае функция ввода данных возложена не на дорожных мастеров или начальников тех участков, где есть необходимые устройства, а на специалиста по охране труда предприятия. Такое решение позволило полностью уйти от бумажных носителей.

– Раньше требовалось поднимать все документы, чтобы проследить каждое замечание, устранение нарушения, поставить отметку ответственного. Это занимало много времени. Теперь можно легко зайти в программу, внести данные и посмотреть отчёт. Всё наглядно, как и на бумаге, только удобнее, – считает специалист по охране труда Волгоградской дистанции пути Татьяна Худояр. – Распечатывать бланки из системы не нужно: они есть на любом рабочем месте с установленной программой.

А как же доступность, которая, вместе с наглядностью, также является важным преимуществом КСОТ-П в сравнении с трёхступенчатым контролем? Чтобы сохранить главный принцип системы, нацеленной на вовлечение работников в процесс обеспечения безопасных условий труда, в дистанции каждому участку и цеху раздали журналы несоответствий с функцией привычной ведомости. Поэтому, как и прежде, любой работник может внести своё замечание. Насколько путейцы будут активны, станет известно в марте – в ходе комиссионной проверки.

Однако без бумаги пока обходятся не везде. К примеру, волгоградские движенцы дублируют результаты проверок на двух носителях. 

– Вводить информацию в электронную систему обязаны дежурные по станции, – рассказывает специалист по охране труда Волгоградского ДЦС Наталья Печковская. – Пока все справляются без замечаний. Особенно быстро освоить программу на моём участке удалось дежурным по станции Урюпино и Алексиково Ирине Голубевой и Евгении Тургуновой. А вот на крупных станциях, таких как Арчеда, Себряково, дежурным приходится сложнее – заняты маневровой работой. Прежде бумажный вариант мог заполнить любой из сотрудников, а сейчас их задача – передать информацию дежурному, который внесёт её в электронную ведомость.

Одним из недостатков системы движенцы считают тот факт, что работникам доступна на экране монитора ячейка бланка только их смены, общей же картины перед ними нет. Зато начальник станции видит результаты ежедневного контроля, не выходя из рабочего кабинета, и это позволяет оперативно принимать корректирующие меры. 

Напомним, КСОТ-П во всех структурных подразделениях внедрена в 2015 году. Новый метод визуализированного контроля заменил трёхступенчатую систему, которая дублировала функции руководителей различных уровней управления. 

Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31