26 июля 2021 07:10

26 июля 2021 07:10

фото: Глеб Хрусталёв

Скользкая тема

Пусть и с заметным опозданием, но всё же пришедшая в Поволжье зима бесповоротно вступила в свои права. И хотя на улице чувствуется морозец, для железнодорожников, обеспечивающих бесперебойное движение поездов по стальной магистрали, наступает горячая пора.

Снегопады, сильные порывы ветра и прочие «прелести», которые жителям Поволжья обычно преподносит в это время погода, делают зимние месяцы серьёзным испытанием для работников полигона дороги. Одна из основных угроз, связанных с разгулом стихии, заключается в образовании на контактном проводе наледи.

Капризы «набесной канцелярии» могут стать причиной серьёзных нарушений безопасности движения поездов. Если на проводах возникают гололёдные отложения, то растёт вероятность увеличения стрелы провеса проводов, может произойти разрегулировка контактной подвески. Эти факторы приводят к повышению степени износа угольных вставок токоприёмников электровозов и электропоездов. Результатом нарушения токосъёма становятся пропилы на токоприёмниках и пережог контактного провода. Тросы контактной сети и провода могут не выдержать механической перегрузки, вызванной образованием гололёда, и оборваться.

– Наиболее высока вероятность обледенения контактной сети в Волгоградском регионе магистрали. Причиной тому служат климатические особенности, – рассказывает ревизор по безопасности движения поездов Приволжской дирекции по энергообеспечению Дмитрий Кречин. – Колебания столбика термометра вокруг нулевого значения – это типичная для Волгограда погода. Кроме того, значительная часть территории области находится в степной зоне, и провода здесь особенно подвержены ветровому воздействию. 

С гололёдными отложениями на Приволжской железной дороге борются разными методами. Как это зачастую бывает, предотвратить проблему легче, чем позднее прикладывать героические усилия для её решения. К примеру, железнодорожники активно применяют профилактический подогрев проводов. В рамках этой технологии провода нагреваются до положительного температурного значения, и лёд в полном соответствии с законами физики на них образоваться не может.

В том случае, если отложения уже возникли, они плавятся за счёт искусственного повышения напряжения тока в контактной сети или воздушных линиях до нужной величины. Эта технология позволяет в короткий срок добиться удаления образовавшейся наледи, однако и она не  лишена недостатков. Главный состоит в том, что метод подразумевает остановку движения поездов на восстанавливаемом участке. Данное обстоятельство сокращает возможность применения такого способа борьбы с последствиями непогоды.

Для того чтобы обеспечить стабильную работу железнодорожного транспорта, сотрудники Приволжской магистрали устраняют ледяные образования на контактных проводах проверенным временем способом – механическим. Он позволяет не прекращать движения поездов полностью, а ограничиться снижением скорости. В механической очистке проводов задействованы специальные устройства, которые устанавливаются на платформах, а также на вибропантографах специально выделенных для этих целей электровозов. Локомотив с вибропантографом проходит проблемные участки и сбивает с проводов скопившийся на них лёд.

– Выбор способа очистки определяется протяжённостью обледеневших проводов, – поясняет Дмитрий Сергеевич. – Если участок небольшой, то его можно очистить даже вручную. Но когда речь идёт о километрах, без специальных механизмов обойтись уже не удастся.

В последнее время на сети железных дорог набирает обороты химический метод борьбы с обледенением контактной сети, уже доказавший свою эффективность на практике. Так, на полигоне Октябрьской железной дороги была успешно апробирована система «АЛМАЗ», разработанная для предотвращения образования наледи на контактном проводе и улучшения качества токосъёма электроподвижным составом. Система представляет собой контейнер и кронштейн-токоприёмник, на который установлен блок-форсунок для нанесения антиобледенительной жидкости на контактный провод. Продолжительность эффекта, наступающего после нанесения специального средства, – до десяти дней. Это позволяет обеспечить бесперебойное движение поездов даже в тяжёлой метеорологической обстановке.

– На Октябрьской магистрали применение технологии химической обработки проводов контактной сети дало ощутимый положительный результат. Мы рассчитываем, что аналогичная система в обозримом будущем станет столь же эффективно применяться и на полигоне Приволжской железной дороги, – отметил первый заместитель начальника Приволжской дирекции по энергообеспечению Николай Григорьев.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31