27 ноября 2021 03:13

27 ноября 2021 03:13

фото: Екатерина Кобзева

Хозяйка станции

Ответственный и многолетний труд Светланы Костенко отметило руководство магистрали

Астраханку Светлану Костенко начальник Приволжской магистрали Сергей Альмеев наградил почётной грамотой. Как призналась железнодорожница, это стало для неё лучшим подарком ко дню рождения. 24 октября женщина отпраздновала юбилей.
Начало пути

Светлану Костенко хорошо знают в Астраханском регионе. Она более десяти лет возглавляет межгосударственную передаточную станцию Аксарайская-1. Из-за напряжённого рабочего графика и колоссального груза ответственности эту профессию справедливо считают мужской. Женщина – начальник станции на железной дороге редкость. 

– Представительнице прекрасной половины человечества, конечно, труднее в такой должности. Кроме выполнения профессиональных обязанностей, надо уделять время семье, детям, домашним делам. Но мы сильные, со всем справляемся, – говорит Светлана Фёдоровна. – Я свою работу ни на что бы не променяла: она живая, интересная и востребованная.

Родилась наша героиня в белорусском посёлке с поэтичным название Полесье. Он расположен между Гомелем и Минском.

– Через посёлок шла железная дорога. Но я даже предположить не могла, что буду трудиться на магистрали, – вспоминает Светлана. – Папа был рабочим, мама – инженером.

Девушка из Полесья рано вышла замуж. Её избранником стал выпускник Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. По распределению молодая семья с годовалым сынишкой Коленькой попала в Астрахань. 

В 1983-м 22-летняя Светлана пришла работать на железную дорогу.

 – Я устроилась оператором при дежурном на станции Астрахань-2. Трудилась в смене с опытными наставниками Валентиной Ивановной Крыловой и Юрием Ивановичем Лапшиным. Они меня всему научили. Тогда не было цифровой техники, многое записывали от руки – только успевай, – рассказывает собеседница. 

С первых дней работы Светлана обстоятельно взялась за дело. И усилия не прошли даром. Вскоре она стала дежурным по станции. 

– Я никогда не стеснялась обращаться за советом к коллегам и руководству, ведь лучше спросить и сделать как надо, чем ошибиться, – отмечает Светлана Фёдоровна. – Когда мне предложили получить высшее образование, с удовольствием согласилась.  

После перерыва на декретный отпуск – в семье родилась дочка Настя – в 1991 году Светлана Костенко вышла на работу на Аксарайскую-1. – Эта отдалённая станция стала для меня близкой и родной, – признаётся героиня.

Станция особого осмотра

– У нашей станции четвёртого класса статус межгосударственной передаточной, – поясняет моя собеседница. – В советские времена никто и не предполагал, что Аксарайская когда-нибудь превратится в станцию пограничного контроля. 

Он начал функционировать здесь в 2005 году. А с 2006-го и по настоящее время станцией руководит Светлана Костенко. Осматривают на Аксарайской не только пассажирские вагоны, но и колёсные пары и даже сам локомотив. Поэтому однообразной жизнь предприятия не назовёшь.

– Случается, что в ходе досмотра в транзитных поездах обнаруживают и изымают наркотические вещества, – констатирует Светлана Фёдоровна. – Страшно подумать, сколько их ввезли бы в нашу страну без погранконтроля. Бывают и забавные эпизоды. Однажды задержали... лошадь, которую везли в столицу без документов.

Все трудности – под каблуком

– В 90-х годах мы работали под началом Николая Дмитриевича Джасенова. Две Аксарайские – первую и вторую – на время объединили, – вспоминает Светлана Костенко. – С появлением пограничного контроля Аксарайская-1 снова обрела статус самостоятельной.

Первым начальником станции был Михаил Иванович Попов. При опытном железнодорожнике её и начали строить в 1966 году, а Светлана Костенко стала первой женщиной у руля Аксарайской-1. 

Такое доверие ей оказали не вдруг. К тому моменту Светлана Фёдоровна уже 15 лет трудилась на Аксарайской дежурным по станции и хорошо знала технологию её работы. К удалённости от Астрахани, когда на дорогу туда и обратно уходило не меньше двух часов, наша героиня давно привыкла. Однако в дополнение к новой должности прилагались комиссионные месячные осмотры станции, где надо прошагать десяток километров, работа с исключительно мужским коллективом смежных служб: путейцами, связистами, электромеханиками СЦБ, взаимодействие с пограничниками.

– Главное отличие этой должности – ответственность за всю станцию и её работников,  – считает Светлана Фёдоровна.

Всегда выдержанная, с укладкой и обязательно на каблуках, Костенко стойко переносила тяготы и радости эпохи перемен.

– Аксарайскую при мне с дерева «переодели» в железобетон. Эту масштабную работу производили в ночные «окна». Приходилось не раз ночевать на работе, но сердце радовалось преобразованиям, – вспоминает руководитель. 

Женская рука хорошо заметна на Аксарайской-1: ухоженные газоны, цветы, образцовый порядок и на платформах, и на посту ЭЦ. А сколько усилий было положено на борьбу со стихийными свалками мусора вблизи станции, даже вспомнить страшно.

– У нас всегда был сплочённый и дисциплинированный коллектив, – отмечает Светлана Костенко. 

– Правда, у молодых сотрудников уже иное отношение к работе и к руководству. Мы от одного имени, взгляда ДС трепетали. Были обязательными, за всё переживали. Сейчас по-другому... 

В то же время молодёжь приходит грамотная. Светлана Фёдоровна гордится, что все, кого обучали и стажировали на Аксарайской-1, с первого раза сдают экзамены. 

– Володя Морозов у нас начинал составителем. Сейчас он сам возглавляет станцию. Татьяна Буримова после декретного отпуска подтвердила свою квалификацию. Хорошо справляются с обязанностями Елена Бондаренко и Ольга Горбачёва, – перечисляет собеседница.

Силы для работы Костенко черпает в семье и в спорте. Когда есть возможность, посещает бассейн и фитнес. 

– У меня три внука и полуторагодовалая внучка. Я обожаю проводить с ними свободное время. Старшему Кириллу восемь. Он гордится мной и любит поезда. Мечтаем всей семьёй съездить в Белоруссию, навестить родственников, побывать на могиле мамы, – говорит героиня. – Я всегда честно выполняла свои обязанности. Не стыдно было принимать на станции самых высоких гостей: и начальника дороги, и председателя правительства Дмитрия Рогозина, и главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Безмерно благодарна руководителям, которые доверили мне эту должность и с кем довелось трудиться. Уверена, когда, выйду на пенсию, всё равно буду переживать и за станцию, и за коллектив. Это не просто любимая работа, а часть моей жизни и души. 

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30