28 июля 2021 07:26

28 июля 2021 07:26

фото: Инна Куценко

Место встречи изменить нельзя

Цикличность истории не раз давала о себе знать в железнодорожной династии Телелейко

Начало династии Телелейко было положено полвека назад, когда третьекурсник Саратовского техникума железнодорожного транспорта Павел познакомился с Ниной, только-только поступившей в учебное заведение. За несколько лет до этого было сложно предположить, что судьба сведёт их вместе.
Павел Иванович Телелейко родился и вырос в селе Таловка Калининского района Саратовской области. Поезда через это местечко как не проходили в те времена, так не проходят и в нынешние. Железнодорожников в роду у будущего основателя трудовой династии тоже не имелось. Столь же далека от всего, что связано со стальной магистралью, была и будущая супруга Павла Ивановича. Её детство и юность прошли в деревеньке Добрый Путь в Тамбовской области. Добраться до неё иной раз можно было разве что на лошадях. Ничто не предопределяло выбор железнодорожного учебного заведения. Но так или иначе в шестидесятых годах прошлого столетия Павел и Нина решили освоить специальность, связанную с железнодорожной автоматикой, телемеханикой и связью.

– Хоть мы с мужем в юности железную дорогу толком и не видели, но твёрдо знали, что это оплот стабильности и надёжности. А уверенность в завтрашнем дне нужна людям во все времена. Так что здесь никакого парадокса нет, – поясняет мотивы решения пойти в железнодорожники Нина Васильевна.

После окончания техникума Павел устроился на работу в ШЧ-6 и вскоре был призван для прохождения службы в ГДР. Нине же предстояло ещё два года учёбы. После возвращения молодого человека из рядов Вооружённых сил состоялась свадьба. Супруги получили комнату в общежитии железнодорожников. Через некоторое время в семье случилось первое пополнение – родилась старшая дочь Ольга. А спустя пару лет у неё появилась сестрёнка Татьяна. 

Родители каждую свободную минуту посвящали дочерям, не переставая при этом активно трудиться. Нина Васильевна устроилась инженером в Дорпроект, где готовила проектную документацию для оборудования железнодорожных переездов устройствами автоматики и телемеханики. А позднее перешла на работу старшим диспетчером в ШЧ-6, где в её обязанности входили мониторинг ситуации и оперативное реагирование в случае необходимости. 

Павел Иванович же сначала трудился в ШЧ-6 старшим механиком поста диспетчерской централизации, а после возглавил дорожную лабораторию. Ездил в специальным образом оборудованном вагоне по линии и проверял работу различных устройств на соответствие заданным параметрам. В общей сложности основатель династии посвятил Приволжской магистрали более сорока лет.

В конце семидесятых семья получила отдельную квартиру в доме железнодорожников вблизи станции Саратов-2. Из окошка было видно магистраль. После уроков девочки частенько заходили к маме на работу. И вопроса о том, куда пойти учиться, окончив школу, у сестёр не возникало. Однако не все вначале поддержали их решение.

– Честно признаюсь, я был против того, чтобы Ольга пошла по нашим стопам, – рассказывает основатель династии. – Что такое железная дорога? Это огромнейшая ответственность, подчас бессонные ночи, полная загруженность. Работа, конечно, почётная, но в то же время неимоверно трудная. И мне не хотелось, чтобы дочери добровольно взваливали на себя столь тяжёлую ношу.

Надо сказать, что и учителя видели в старшей из сестёр свою будущую коллегу. Склонность к наставничеству девочка проявляла с детства. 

– В школе я была пионервожатой, организовывала для ребят помладше экскурсии, рассказывала им об истории Саратова, его достопримечательностях, – вспоминает Ольга Шатская. – Затем, в старших классах и в техникуме, возглавляла комсомольскую ячейку. Теперь вот, как некогда моя мама, веду профсоюзную работу.

Ольга твёрдо решила стать железнодорожницей. Нина Васильевна поддержала дочь, помогла получить ей целевое направление. Отец, поначалу противившийся такому развитию событий, спустя время смягчил свою позицию и уступил. Ну а когда через пару лет о подобном намерении заявила младшая Татьяна, возражений с его стороны уже не последовало.

– Помню, как, приходя после уроков к маме на работу, мы с сестрой играли в диспетчеров, организовывали понарошку переговоры. Никакой другой профессии я для себя со школьных лет не представляла, – рассказывает Татьяна Павловна.

Над будущей специальностью при поступлении раздумывать Татьяне, как и ранее старшей сестре, не пришлось. Конечно же, выбор пал на автоматику, телемеханику и связь. Семейная традиция не нарушилась.

После окончания техникума Ольга Павловна успевала и справляться со служебными обязанностями на посту механика линейно-аппаратного зала узлового дома связи, и помогать сестре с учёбой. Несмотря на занятость, время удавалось найти для всех дел. В том числе и для получения высшего образования, наличие которого поспособствовало приглашению на работу в Саратовскую дирекцию связи. Сейчас Ольга Павловна, имея защищённую магистерскую диссертацию по экономике, руководит отделом абонентского обслуживания и коммерческой работы в Саратовской дирекции связи. Среди её обязанностей – привлечение новых клиентов, пользующихся услугами связи, из числа как физических, так и юридических лиц.

В профессиональном развитии Ольги Шатской прослеживается интересный момент, заставляющий задуматься о цикличности истории.

– В начале карьеры, уж не знаю, случайность это или нет, я занимала в здании Управления дороги тот же самый кабинет, в котором некогда трудилась моя мама, – делится Ольга Павловна. – Хоть мы с ней работали и в разное время, и в разных структурных подразделениях, но отдельно взятый кабинет стал для нас своего рода центром притяжения. Для меня это символично.

Младшая из сестёр, Татьяна Коваценко, начала трудовой путь с работы телефонистки в Управлении Приволжской железной дороги.

– Это сейчас всё компьютеризировано и автоматизировано, а я застала времена, когда устанавливать соединение приходилось в ручном режиме, – вспоминает Татьяна Павловна.

Далее была работа в линейно-аппаратном зале. Сначала – монтёром, затем – механиком, после – инженером. Сегодня Татьяна Коваценко трудится ведущим инженером группы технической документации Саратовского регионального центра связи. 

– Мы занимаемся работой с документацией по каждому узлу связи. Разрабатываем новые схемы, участвуем в согласовании проектов с использованием наших устройств, – поясняет Татьяна Павловна.

Внук Андрей Шатский, один из самых молодых в трудовой династии, пойдя по стопам родных, стал механиком в Саратовском региональном центре связи. Работа Андрея Александровича широкой публике не видна, но благодаря его стараниям в Управлении Приволжской железной дороги стабильно функционирует оборудование, необходимое для проведения различных видеосовещаний и селекторов. А ранее он обеспечивал связью сотрудников диспетчерского центра управления. Анастасия, супруга Андрея, также трудится в Саратовском региональном центре связи. Будучи сотрудницей технического отдела, она занимается работой с документацией.

В третьем поколении династии Телелейко вышеупомянутая цикличность истории вновь дала о себе знать. Для Андрея и Анастасии Шатских местом знакомства, как несколькими десятилетиями ранее для Павла Ивановича и Нины Васильевны, стали стены Саратовского техникума железнодорожного транспорта. Только если у представителей старшего поколения была двухлетняя разница в возрасте, Андрей и Анастасия учились в одной группе. Чувства между молодыми людьми вспыхнули не сразу, но когда их отношения начали складываться, оба поняли, что это любовь на всю жизнь.

Традиций у династии Телелейко за минувшие с момента её образования десятилетия сложилось немало. На День железнодорожника все члены семьи идут гулять в городской парк Саратова. Там обязательно встречают коллег, поздравляют друг друга. Летом, если погода хорошая, выезжают на острова. Там можно и позагорать, и покупаться, и рыбу поудить. А все семейные праздники неизменно проводят за общим столом. Совсем недавно у большой и дружной семьи появился очередной повод собраться вместе.

– На днях у нас с Настей родился сын, – делится радостной новостью Андрей Шатский. – Когда Миша подрастёт, профессию он, конечно, выберет сам. Но мы с женой убеждены, что наша трудовая династия получит своё продолжение.

Фамилия Телелейко хорошо известна железнодорожникам. Общий трудовой стаж династии приближается к 150 годам. В конце 2016-го все представители семьи со славными трудовыми традициями собрались для чествования в актовом зале Саратовского региона дороги.

– Главная ценность на железной дороге – это люди. Благодаря железнодорожным династиям мы сохраняем традиции, преемственность, – отметил, вручая семье Телелейко памятные подарки, заместитель начальника Приволжской железной дороги по Саратовскому территориальному управлению Сергей Смертин.

Он пожелал, чтобы на Приволжской число трудовых династий только увеличивалось, а дети и внуки продолжали те дела, которые начинали их родители, бабушки и дедушки. 

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31