28 июля 2021 00:34

28 июля 2021 00:34

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Шмалей

Сделай паузу – сэкономь топливо!

В моменты технологических перерывов в работе железнодорожных станций дизели маневровых локомотивов отныне будут глушить

Мультифункциональный проект бережливого производства позволит сэкономить более десяти миллионов рублей.
Достижение столь впечатляющей экономии стало возможно за счёт реализации предложения, разработанного руководителями и специалистами Приволжской дирекции тяги, а также эксплуатационного локомотивного депо Анисовка.

Суть нововведения отражает его название: «Экономия топливных ресурсов при организации работы маневровых локомотивов на станциях Приволжской железной дороги». Хотя проект мультифункциональный и в его воплощении также задействованы движенцы, право авторства целиком и полностью принадлежит нашим локомотивщикам.

– Можно сказать, что данный проект реализуется в рамках мероприятий в области ресурсосбережения. Ведь его главная цель – снижение расходов топливных ресурсов, – подчеркнул главный инженер Приволжской дирекции тяги Сергей Собкалов. – В целях экономии этих ресурсов в моменты технологических перерывов в работе станций Приволжской магистрали будут производиться остановки дизелей на маневровых локомотивах. В расчёт берётся время обеденного перерыва составителей поездов и приёмка-сдача маневровых локомотивов на станционных путях прикреплёнными локомотивными бригадами.

В состав рабочей группы вошли десять человек из числа первых руководителей и специалистов Приволжской дирекции тяги и эксплуатационного локомотивного депо Анисовка. Возглавил группу начальник депо Александр Афонькин, ну а основная ответственность за реализацию легла на плечи куратора проекта Сергея Собкалова. 

В рамках прежней технологии маневровые локомотивы серии ЧМЭ-3 (ТЭМ-7) работали на станциях без остановки дизеля – как во время обеденных перерывов железнодорожников, так и в периоды приёмки и сдачи. Авторы проекта предложили глушить многотонные машины в моменты технологических перерывов в работе станций. Исключением станут лишь те дни, когда температура воздуха «за бортом» будет ниже плюс пяти градусов по Цельсию. 

– Информацию о приостановке маневровой работы локомотива и возможности заглушить дизель машинисты маневровых локомотивов получают по радиосвязи от маневровых диспетчеров, – пояснил Сергей Собкалов. – Соответствующий регламент взаимодействия уже разработан и утверждён совместно с представителями Приволжской дирекции управления движением. 

Сегодня мультифункциональный проект реализуется в масштабах только Приволжской магистрали, но в перспективе его можно будет тиражировать по всей сети. 

Когда стало ясно, что проекту быть, до всех работников локомотивных бригад Приволжской дирекции тяги довели соответствующее распоряжение руководителя дирекции Сергея Рогова. В документе подчёркивается, что в моменты технологических перерывов остановка дизеля должна производиться с соблюдением всех норм и правил безопасности движения, охраны труда и техники безопасности. Контролировать данный процесс обязали машинистов-инструкторов. При этом все дежурные по станциям получили соответствующие разнарядки с требованием предупреждать локомотивные бригады о каждом предстоящем технологическом перерыве и его завершении.

Согласно правилам внутреннего трудового распорядка обеденный перерыв составителя поездов на станциях Приволжской магистрали длится 30 минут, а в сутках, понятное дело, таких перерывов – два (один «обед» приходится на ночную смену). Если же говорить о минимальном перерыве в работе, необходимом для приёмки-сдачи тепловозов прикреплёнными локомотивными бригадами, то он занимает 15 минут. Каждые сутки данная процедура повторяется тоже дважды, поэтому в расчёте экономического эффекта фигурируют полчаса.

– Согласно техническим характеристикам, за один час работы маневровый локомотив серии ЧМЭ-3 сжигает восемь килограммов топлива, а тепловоз ТЭМ-7 – девять, – сообщил ведущий инженер технического отдела Приволжской дирекции тяги Вячеслав Алфелди. – При этом один килограмм дизельного топлива в августе – в момент проведения экономического обоснования – стоил 31 рубль 97 копеек.

С учётом того что на станциях Приволжской железной дороги сегодня закреплено 119 маневровых локомотивов, работающих круглосуточно, и еще 19, выходящих только в дневную смену, годовой экономический эффект от реализации проекта превысит 10,6 миллиона рублей. 

С точки зрения технологии произойдёт сокращение непроизводительного времени работы маневровых локомотивов серий ЧМЭ-3 и ТЭМ-7 на полтора часа в сутки, или на 45 минут в смену.

– Согласно местной инструкции, учитывающей климатические условия эксплуатации маневровых тепловозов, глушить машины серий ЧМЭ-3 и ТЭМ-7 при температуре ниже пяти градусов по Цельсию запрещается. Поэтому указанные мероприятия возможны только в период с апреля по октябрь включительно, – пояснил Вячеслав Алфелди. 

Таким образом, каждый календарный год локомотивщики с приволжской пропиской будут в среднем захватывать 214 дней.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31