26 июля 2021 01:02

26 июля 2021 01:02

фото: Денис Орлов

Практика для эффективной работы

На базе отделения «Автоматика и телемеханика на транспорте» Саратовского железнодорожного техникума продолжаются курсы повышения квалификации электромехаников и электромонтёров СЦБ, инициированные в начале 2017 года начальником Приволжской железной дороги.
Курсы уже прошли сто электромехаников и электромонтёров СЦБ из девяти дистанций. Необходимость подобного обучения продиктована показателями эксплуатационной работы хозяйства автоматики и телемеханики Приволжской магистрали. Дело в том, что в 2016 году увеличилось количество отказов в работе устройств СЦБ по причине неумышленных ошибочных действий электромехаников.

– Курсы проходят в режиме технических занятий с минимальным количеством учебных часов, отведённых на теоретическую часть, – поясняет преподаватель СТЖТ Денис Царенков. – Хорошо оснащённая современным оборудованием лабораторная база нашего отделения позволяет проводить такие практические тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным. 

В день заезда в техникум со своими работниками встречаются руководители службы автоматики и телемеханики. Они ставят цели и определяют задачи на четыре дня интерактивного обучения. 

Учебный план выглядит следующим образом. Первоначально курсанты по заданному алгоритму работы будущей электрической схемы самостоятельно составляют её принципиальную, а затем и монтажную схему. Далее на специальных стативах в электромонтажной мастерской СЦБ производят сборку и пайку схемы на основе электромеханических реле СЦБ. По окончании работ курсанты проверяют работоспособность схем на соответствие заданию, испытывают качество пайки проводов на контактах, увязывают в жгут монтажные провода. На этом первый учебный день заканчивается.

Во второй и третий дни эсцебисты решают ситуационные задачи по поиску неисправностей в устройствах автоматики рельсовых цепей и стрелок. Это те напольные объекты управления, в которых происходит наибольшее количество отказов. Причём действующие железнодорожники решают задачи с заранее известным результатом. Суть такого подхода к практическим занятиям заключается в том, чтобы не просто найти сам отказ, а изучить, как изменяются работа электрической схемы и её параметры при возникновении характерных технических нарушений. По мнению организаторов, в дальнейшем это позволит эсцебистам уже в условиях эксплуатации по проявившимся симптомам «болезни» устройств оперативно делать выводы о возможной её причине. 

– Во время занятий на тренажёрах мы экспериментируем, конечно же, и ошибаемся, но самое главное – видим последствия своих ошибок, – делится электромеханик СЦБ Саратовской дистанции Александр Борщёв. – Кстати, всё это мы делаем без угроз для безопасного движения поездов, что никогда не получится на техзанятиях, которые проводятся на станциях, где мы работаем.

Индивидуальная работа каждого на занятиях оценивается преподавателями, а сведения передаются в службу автоматики и телемеханики. На четвёртый день практические занятия с ведущими специалистами хозяйства СЦБ проходят в действующих устройствах ЭЦ. Полигоном для таких тренировок стала малодеятельная тупиковая станция Кокурино.

– Здесь внимание уделяется больше технологии выполнения работ по графику обслуживания устройств СЦБ, – рассказывает начальник технического отдела службы автоматики и телемеханики Леонид Шулятьев. – Индивидуальные беседы с каждым курсантом позволяют сделать вывод о степени компетентности наших линейных работников. 

На недавнем совещании у заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Александра Воротнёва, где присутствовали представители службы автоматики и телемеханики, управления персоналом и железнодорожного техникума, было высказано общее мнение: данные курсы действительно эффективны, эту практику нужно продолжать. 

Денис Орлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31