31 июля 2021 13:03

31 июля 2021 13:03

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Инна Куценко

Прокачка навыков

Новый тренажёр четырёхпроводной схемы смены направления позволит повысить профессиональное мастерство эсцебистов

Творческие работники хозяйства автоматики и телемеханики продолжают удивлять нас оригинальными техническими решениями. Используя, казалось бы, никому не нужные материалы, они создают новые, а иногда даже уникальные в своём роде приспособления.
Один из таких проектов, не имеющий аналогов на сети, называется относительно просто: «Тренажёр четырехпроводной схемы смены направления». Это ноу-хау было изготовлено из приборов и материалов, отработавших срок эксплуатации в действующих системах, но оставшихся в рабочем состоянии.

– Я создавал этот тренажёр в свободное от основной работы время, и на его изготовление у меня ушло почти полгода, – вспоминает автор проекта, старший электромеханик Верхнебаскунчакской дистанции СЦБ Виктор Барложецкий. – Сначала я изучил теоретическую часть, расписал все монтажные и принципиальные схемы. Потом начал потихоньку паять... Когда тренажёр был готов, разработал методические указания по его использованию и произвёл пусконаладку оборудования.

Тренажёр создавался для обучения молодых электромехаников и заодно – для повышения уровня профессионализма у более опытных работников дистанции. Именно поэтому его решили установить в кабинете техучёбы. 

В состав тренажера входит релейный статив, состоящий из нескольких полок для штепсельных и нештепсельных приборов. На нём расположены реле, а также мнемосхема двух станций (А и Б) и перегона с тумблерами и кнопками.

– Раньше изучение алгоритмов работы четырёхпроводной схемы смены направления движения на перегоне и отработка возможных последствий отказов этих схем осуществлялись только в теории, – продолжает старший электромеханик. – В связи с этим у специалистов могли возникать сложности с поиском первопричины отказа на практике. 

В результате внедрения тренажёра в дистанции появилась возможность проведения соответствующих технических занятий с эксплуатационным штатом. При этом отработка полученных знаний на настоящем «железе» происходит без закрытия перегона, как обычно бывает на линии при возникновении реального отказа. Кстати, сбои в вышеуказанной схеме относятся к числу наиболее «популярных» отказов, встречающихся в работе эсцебистов.

По словам автора проекта, его тренажёр позволяет смоделировать любую нештатную ситуацию или неисправность, которая может произойти в действительности. 

– Мой тренажёр предусматривает ввод пяти неисправностей для отработки навыков поиска отказов, – уточнил Виктор Барложецкий.

И хотя официально посчитанный экономический эффект, полученный в результате внедрения проекта, составляет почти 190 тысяч рублей, истинную ценность нового тренажёра определить очень сложно.

– Мы посчитали только то, что нам удалось сэкономить на приобретении нового оборудования и устройств, необходимых для создания проекта, – рассказывает рационализатор. – Но если бы мы учитывали стоимость аналогичных тренажёров, разрабатываемых компанией «Новотранс», то экономический эффект был бы гораздо больше! Мы этого не сделали только потому, что существующие на рынке многофункциональные тренажёры, стоящие порядка пяти миллионов рублей, имеют несколько другой, больший функционал.

Несмотря на это, проект Виктора Барложецкого получил самые положительные отзывы со стороны руководства Приволжской железной дороги и даже прошёл в финал прошлогоднего конкурса «Улучшай! Всё в твоих руках!». 

В планах старшего электромеханика на 2017-й значится создание ещё одного тренажёра – уже для изучения схемы работы автоблокировки тональных рельсовых цепей. Мы обязательно расскажем о нём позже, когда придёт время полноценного запуска очередного чуда инженерной мысли.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31