26 июля 2021 07:16

26 июля 2021 07:16

фото: Екатерина Кобзева

Этот день мы приближали как могли...

Свидетельства трудовых подвигов железнодорожников в годы войны сохранились на страницах старых газет.
Скупые строки в стиле кратких новостных заметок неутомимо печатали сразу несколько газет, издававшихся в годы войны в Астраханской области: «Боевой листок железнодорожника», «Ленинский путь» (печатный орган Харабалинского РК ВКП(б) и районного совета депутатов трудящихся), «За боевые темпы» (печатный орган астраханских отделений движения, паровозного союза железнодорожников)». Наши коллеги-корреспонденты и сами железнодорожники сообщали о фактах трудового героизма, которые и через семь десятилетий поражают воображение.

Так, в газете «За боевые темпы» от 30 июля 1941 года А. Гречухин пишет: «Соревнование знатных токарей Георгия Глазкова и Кузьмы Епихина продолжается. 26 июля Епихин выполнил задание на 1117 процентов, а Глазков на 1097 процентов». В газете «Боевой листок железнодорожника» от 11 ноября 1941 года читаем: «Молодые производственники, где прорабом Данилов, умножают производительность своего труда. Фёдор Косенко в эти горячие дни работает за троих. Своё задание он выполняет на 300 процентов». «Несмотря на то, что в нашей бригаде все грузчики – пожилые люди, мы не отстаём от молодых, всегда перевыполняем свою норму», – пишет бригадир грузчиков И. Широков в газете «За боевые темпы» от 19 ноября 1941 года.

Зима 1941 – 1942 годов выдалась суровой. Однако железнодорожники продолжают героически работать, несмотря на погоду. В «Боевом листке железнодорожника» от 9 января 1942 года читаем: «Звено Деминского выполняет дневное задание на 130 процентов». Газета «За боевые темпы» от 4 марта 1942 года сообщает: «Токарь Пономаренко даёт четыре нормы. За троих работает кровельщик Носиков».  

В той же газете за 23 мая того же года говорится: «В Ахтубинском вагонном депо плотник Запорожцев вырабатывает пять норм». Ещё цитата (18 августа 1943 года): «Комплексники паровозного депо станции Астрахань II, где бригадиром Удод, становящиеся на промывочный режим паровозы ремонтируют ранее времени положенного по технологическому процессу».  А в номере за 28 августа 1943-го в стате И. Шлючкова «Трудовые подвиги» читаем: «По-стахановски выполняет новые обязательства клапанщик Дубинин. 22 августа он выработал шесть норм. Замечательно работает слесарь-автоматчик Трещёв. Он высококачественно ремонтирует автотормоза. 300 процентов выработки дал Трещёв во второй декаде августа».

Героически работали женщины, заменив ушедших на фронт мужчин. В газете «За боевые темпы» от 7 января 1942 года опубликован призыв: «Женщины, овладевайте специальностями железнодорожного транспорта!». И они овладевали, наскоро обучившись, трудились, выдавали две-три дневные нормы, превозмогая голод, холод, горе от потери близких. 17 января того же года заместитель начальника станции Владимирская Пристань Л. Пронин пишет: «После окончания учебных заведений девушки пришли к нам на станцию».

«В мастерских астраханской дистанции пути отлично справляется с работой Аншакова, она совмещает две профессии: работает электросварщицей и токарем», – сообщает газета «За боевые темпы» от 26 июля 1944 года. А вот коротенькое интервью, опубликованное 1 августа 1943 года: «А. Шальнова – формовщик депо Астрахань II: «Нелегко далась мне «мужская» профессия формовщика. Когда открывалась вагранка, и в ковш устремлялся огненный поток, сыпя ослепительные искры, пугалась я вначале. Непривычными руками брала я ковш и вместе с подругой разливала в опоки металлическую жидкость. Но это прошло давно. Куда делась робость. Полюбила я свою работу». 

Помогали и домохозяйки. «Жёны путейцев станции Верблюжья успешно готовят путь к зиме, участвуя в ремонте наравне с мужчинами», – читаем «За боевые темпы» от 19 августа 1942 года. Та же газета 21 марта 1942 года, 6 марта 1943-го и 12 июня 1944-го информирует об участии домохозяек в воскресниках. Женщины ремонтировали пути, собирали металлический лом. 

Любопытную заметку И. Чиркова опубликовала газета «За боевые темпы» 7 марта 1942 года: «Большую помощь фронту оказывают врачи астраханского санпункта и поликлиники Алиева и Варвер, фельдшер Бочарникова и начальник амбулатории станции Астрахань II Сахарова. Они подготовили многие десятки санитарных дружинниц. Некоторые из которых, как Хомичева и Косовская, уже стали в ряды Красной Армии».

В этих газетах – лишь малая толика примеров из жизни железнодорожников и их семей в годы Великой Отечественной войны, которые  своим самоотверженным трудом  в тылу приближали всенародную Победу над фашистами.


Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31